В далеком 1966 году главный дизайнер American Motors Дик Тиг (Dick Teague) и его подчиненный Боб Никсон (Bob Nixon) летели в служебную командировку. Зачем и куда, в данном случае значения не имеет. Значение имеет их разговор о том, что в США набирают популярности импортные микролитражки типа Volkswagen Beetle и неплохо было бы составить им конкуренцию. Тем более, что по имеющейся информации, в аналогичном направлении уже работали Ford и General Motors.
С учетом того, что финансовые возможности фирмы на тот момент были далеки от идеальных, время и средства на совершенно новую разработку решили не тратить, а «взять за основу» уже отработанную конструкцию - AMC Hornet – компактный, недорогой, экономичный семейный автомобиль.
Тут сразу надо уточнить, что «компактный» и «экономичный» - это по американским меркам, так как в самой простой комплектации автомобиль оснащался рядным шестицилиндровым двигателем объемом 3,3 литра и мощностью 130 л.с.
«Минимизация» заключалась в уменьшении размеров. Колесную базу уменьшили с 2743 до 2438 мм, общую длину с 4547 до 4089 мм, на два дюйма (50 мм) длиннее Volkswagen Beetle. Убрали задний ряд сидений. Двигатель, трансмиссия, подвеска, тормозная система остались без изменений. В итоге получилась «американская микролитражка» AMC Gremlin, поступившая в продажу в 1970 году и выпускавшаяся в США до 1978 года, а в Мексике до 1983.
Стоимость такого автомобиля в базовой комплектации с двигателем 3,3 литра и мощностью 130 л.с., без задних сидений составляла 1879 долларов США, а с задними сидениями – 1959 долларов.
За 2787 долларов можно было получить комплектацию со 145-сильным шестицилиндровым двигателем объемом 3,8 литра, автоматической коробкой передач, кондиционером, гидроусилителем руля, гидроусилителем тормозов, багажником и алюминиевыми дисками. Все эти опции можно было приобрести и отдельно, установив на базовую комплектацию.
Интересный момент. 2878 долларов США по официальному курсу в 1970 году – это 2500 рублей. В СССР в 1970 году самый дешевый автомобиль, «Запорожец» ЗАЗ-966, стоил 3000 рублей.
Интерьер Gremlin . У первых автомобилей переднее сидение представляло собой сплошной «диван». Те, кто постарше помнят такой по ГАЗ-21 «Волга». Судя по кулисе переключения передач на руле и двум педалям – это машина с АКПП. Педаль слева - это стояночный тормоз.
Более поздний вариант, уже с раздельными передними сидениями задними сидениями.
Под капотом - рядная «шестерка».
А это «заряженная» версия с пятилитровым восьмицилиндровым двигателем в 152 «лошадки» и отделкой салона Levi edition, выполненной в сотрудничестве с Levi Strauss & Co.
Автомобиль до сих пор популярен у коллекционеров. Пример современной реставрации. Практически все оригинальное, но владелец все же не удержался – сидения Procar и рычаг переключения передач Hurst Quarter Stick – современные.