Заходи — не бойся, уходи — не плачь

Уведомления
Очистить все

КОЛЬЧАТЫЙ ДОСПЕХ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО РАТНИКА КОНЦА ХII - НАЧАЛА ХIII ВВ.

17 Записей
4 Пользователи
30 Reactions
148 Просмотры
Sergey M
Записей: 1397
Зарегистрированный Доверенный
Создатель темы
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 11 месяцев назад

ЛУПИНЕНКО Ю.М., МАКУШНИКОВ О.А. (Гомель)

КОЛЬЧАТЫЙ ДОСПЕХ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО РАТНИКА КОНЦА ХII - НАЧАЛА ХIII ВВ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК В ГОМЕЛЕ)

Матэрыалы па археалогіі Беларусі, вып.12, АРХЕАЛОГІЯ ЭПОХІ СЯРЭДНЕВЯКОЎЯ

Минск 2006, стр 164-173

В ходе археологических исследований (О.А. Макушников) средневекового Гомеля-Гомия в различных его частях встречены остатки кольчатых доспехов в виде фрагментов кольчужного полотна и скоплений отдельных колечек. Наиболее яркие находки происходят из оружейной (слесарно- сборочной) мастерской, погибшей предположительно в 1239 г. (раскопки 1986-1987гг.). Судя по надписи на остатках сгоревшей деревянной чаши, в мастерской работал мастер Фёдор.

В ранних публикациях была дана предварительная характеристика находок фрагментов кольчужного полотна из раскопок в Гомеле, которая, безусловно, нуждалась в последующей корректировке. В настоящей статье мы приводим наиболее полные и качественные прорисовки изучаемых артефактов, даем их вновь установленные (в процессе расчистки) метрические и количественные характеристики.

Итак, среди многочисленных предметов, обнаруженных в мастерской на территории окольного города средневекового Гомеля, имеются остатки кольчатых доспехов. Это отдельные кольца, цепочки из колец, фрагменты кольчужных полотен. Кольца имеют различные метрические характеристики. Их внешний диаметр составляет 7,9,10,12,14 мм. Часть колец имеет круглое сечение (диаметр проволоки 1,0-2,0 мм ), часть – плоское (1,0х 2,0; 1,0-1,5х 3,0 мм) (табл. 1;рис. 1). Крепление стыков колец осуществлено двумя способами: сваркой и склёпкой «на гвоздь», т. е. заклёпка имеет шляпки с двух сторон. Ряды сваренных и склёпанных колец чередуются. Это типичная для всего средневековья технология, распространённая в Европе и Азии. Кроме того, на Руси применялась технология изготовления кольчатых доспехов, где все кольца были скреплены «на гвоздь».

Наличие разнообразных по размерам и составу кольчужных фрагментов при отсутствии проволоки и разомкнутых колец не даёт полной уверенности в присутствии следов кольчужного производства, хотя следы производства пластинчатых доспехов и фурнитуры клинкового оружия имеются в значительном количестве. В мастерской могли производиться ремонтные работы. Для ХII-ХIII вв. ещё характерно изготовление кольчужных доспехов из колец, имеющих одинаковый размер и сечение проволоки, в отличие от позднего средневековья, когда в доспехе кольца из проволоки различной толщины распределялись в зависимости от назначения, т. с. осуществлялось рациональное бронирование. Это свидетельствует о том, что кольчужные фрагменты из Гомельской оружейной мастерской относились к различным гарнитурам. Порывы и иные повреждения доспеха мастер ликвидировал вставкой отдельных колечек и фрагментов кольчужного полотна, причём часто из колечек нестандартного размера, содержащих десятки и сотни колечек. Возможно, возникала необходимость модернизации доспеха: удлинить рукава, укоротить подол и т. д. Ремонт являлся обычной практикой, и следы его заметны как на кольчугах ХII-ХIII вв., так и на кольчугах и панцирях ХV-ХVIIвв.

Наличие в мастерской относительно небольших фрагментов кольчужного полотна затрудняет реконструкцию покроя доспехов. Ситуация, однако, значительно упрощается тем, что археологическая наука располагает рядом целиком сохранившихся кольчуг, обнаруженных в основном в погребальных памятниках ХII-ХIII вв., принадлежащих кочевникам Причерноморских степей. Гомель в ХII-ХIII вв. входил в состав Черниговского и Новгород-Северского княжеств, имевших активные и разнообразные военные контакты с половцами, ковуями, торками и чёрными клобуками. По этой причине материалы из погребений кочевников уместно использовать при реконструкции восточнославянского защитного вооружения. Классическая кочевническая (восточноевропейская) кольчуга ХII-ХIII вв. имела вид туникообразной рубахи длиной до середины бедер с рукавами до локтей. Покрой её абсолютно идентичен кочевническим, хотя восточнославянское происхождение её представляется наиболее вероятным. Схожий покрой имели, видимо, кольчуга Х в. из Чернигова и Гнёздова, а также панцирь князя Ярослава Всеволодовича, брошенный им после Липицкой битвы 1216 г. Данный тип покроя кольчатого доспеха являлся самым распространённым в Восточной Европе и с незначительными изменениями использовался до юнца XVII в. Из бывшего Кременецкого уезда Волынской губернии происходит кольчуга ХIIIв., имеющая длинный подол с разрезами спереди и сзади, образующий две лопасти (рис. 7: 3). Такая кольчуга более надёжно предохраняет ноги всадника при посадке в седле. Здесь, на первый взгляд, прослеживается явное западноевропейское влияние. В Западной Европе ХII-ХIII вв. были очень популярны длиннополые кольчуги с разрезами, почти всегда снабжённые кольчужными капюшонами, закрывающими голову; шею и нижнюю часть лица. Длина рукавов таких кольчуг варьировалась. Хотя в Западной Европе крайне мало археологических материалов, касающихся кольчатых доспехов ХII-ХIII вв., но имеется обильный иконографический материал, дающий всестороннее представление о них. Кременецкая кольчуга сочетает в себе, по первой версии, как восточноевропейскую (короткие рукава, левосторонний разрез ворота), так и западноевропейскую (длинный разрезной подол) традиции. Согласно второй версии, это продолжение более древней хазарской традиции, о которой будет сказано ниже.

Изображения кольчатых доспехов в памятниках русского средневекового искусства встречаются крайне редко. Это обусловлено спецификой изобразительного искусства, в значительной степени ограниченного рамками художественных канонов. Однако ряд изобразительных источников даёт очень ценную информацию о кольчатых доспехах восточнославянского воина ХII-ХIII вв. На них остановимся подробнее. Из Волковыска происходит медный с позолотой гравированный медальон, изображающий Святого Дмитрия Солунского датированный второй половиной (рис.2). Воин на медальоне одет в кольчугу с капюшоном, закрывающим нижнюю часть лица, в шлем конической формы без наносника со смещённой вперед верхушкой. Через плечо на расшитом ремне переброшен изогнутый по вертикальной оси щит миндалевидной формы, украшенный орнаментом розеточного типа. Меч также лежит на плече воина. Таким образом, Святой Дмитрий Солунский экипирован в стандартный и наиболее распространённый западноевропейский рыцарский кольчатый доспех юнца XII в. Такой доспех включал в себя длиннополую кольчугу с капюшоном, рукавицами и кольчужными чулками (рис. 7: 3). Полный аналог доспеху Святого Дмитрия Солунсюго, совпадающий даже в деталях, находим на бронзовых дверях XII в. собора Святой Софии в Новгороде Великом, изготовленных в Магдебурге (Германия) (рис. 3:1), на иллюстрациях <<Жития Святого Эдмунда» ХП в. (Англия) (рис. 3:2), Винчестерской Библии 1170 г. (Англия) (рис. 3: 3) и ряде других памятников. Медальон с изображением Святого воина вещь глубоко символическая и во многом обобщающая. Резчик не стал бы изображать иноземного рыцаря в каких-то диковинных доспехах. Технология изготовления медальона (гравировка, золочение) идентична технологии изготовления медных пластин алтарной преграды Нижней церкви XII в. в Гродно. Скорее всего, это изделия одного и того же гродненского мастера или школы мастеров, а прообразом воина на медальоне послужил один из гродненских дружинников в характерном доспехе.

Несколько изображений воинов в кольчатых доспехах имеется на «Золотых» дверях Рождественского собора ХШ в. в Суздале. Среди сюжетов Западных дверей собора (около 1200 г) присутствует изображение Святого Дмитрия Солунского (рис. 4: 2). облачённого в кольчугу с рукавами до локтей. О длине кольчуги судить трудно, так как воин изображён по пояс. Вероятнее всего изображена типичная восточноевропейская короткая кольчуга, хорошо представленная археологическими находками. В пользу того, что на воине изображена кольчуга, говорит специфическая штриховка, состоящая из чередующихся рядов горизонтальных полос и вертикальных чёрточек. В западноевропейском средневековом искусстве это - типичный приём изображения структуры кольчатого доспеха. Подобную штриховку можно видеть на иллюстрациях «Энеиды» Генриха фон Вельдеке (около 1200 г) (рис. 5: 2) и парижской «Истории Утрмера» ХШ в.  На Южных дверях собора (около 1250 г.) имеется изображение библейского Самсона, борющегося со львом (рис. 4: 1). Самсон облачен в кольчугу с длинными рукавами и кольчужные чулки. Поверх доспеха одето сюрко - длинная тканевая туникообразная накидка, имеющая жёсткую вставку на плечах и застёгнутая у ворота кольцевидной фибулой. Здесь вновь представлен стандартный западноевропейский кольчатый доспех, но прошедший модернизацию. Так. отсутствуют рукавицы и капюшон. Возможно, на Руси рукавицы надевались отдельно, а капюшон заменял шлем с кольчатой бармицей. Аналогичную экипировку, но в классическом варианте, можно видеть на рельефе, изображающем рыцаря на западном фасаде кафедрального собора 1230 г. в Амьене (Франция) (рис. 5: 1). Второе изображение Южных дверей, показывающее воинов в кольчатых доспехах, - подвиги Архангела Михаила (рис. 4: 3). Здесь мы видим разнообразные кольчуги длиной от пояса до колен с рукавами до локтей. В одном случае кольчуга дополнена кольчужными чулками. Одна из кольчуг на изображении показана как распашная.

Кроме кольчужных рубашек и кольчужных чулков в Гомельской мастерской могли ремонтироваться кольчатые дополнения к иным средствам защиты: шлемам и наручам.  Кольчатая бармица- характерный, хотя и не обязательный элемент шлема, что подтверждается археологическими находками. Миниатюры Симоновско-Хлудовской псалтыри (1270 г) (рис. 6:4,5,6), Тверского Амартола (1300 г.) (рис. 6: 1, 2: 3) показывают нам различные типы бармиц: распашные, глухие, защищающие не только шею, но и плечи, нижнюю часть лица. Изображения на деревянной посуде ХII-ХIII в. и вовсе представляют нам воинов в шлемах без бармиц . Это характерно и для западноевропейских пеших воинов, изображённых на миниатюрах Кодекса Пултусюго (XI-XII вв.), бронзовых дверях кафедрального собора ХЦ в. в г. Трани (Италия). Наличие кольчатых перчаток на восточноевропейских наручах предполагается исходя из их инструкции и анализа исторических параллелей и аналогов.

Экспериментальное моделирование даёт основание предполагать, что для изготовления кольчатых бармиц и перчаток лучше использовать кольца мелкого и среднего диаметра, так как они создают большую плотность колечек на единицу площади, повышая тем самым защитные свойства доспеха на таких уязвимых местах как шея и кисть руки. Количественно-метрический анализ колечек из Гомельской мастерской указывают на то, что колечки с внешним диаметром 9 мм составляют более половины от всего количества находок. А это значит, что, несмотря на трудоёмкость изготовления, предпочтение отдавалось защите из мелких колец, причём не только в виде перчаток и бармиц, но и целых гарнитуров. Яркий пример тому - кольчуга из с. Новый ГЪпск, изготовленная из колечек с внешним диаметром 8 мм. В культурном слое Гомельского окольного города ХII-ХIII вв. (вне описанной выше мастерской) обнаружен фрагмент кольчатого полотна, содержащий 150-200 колечек с внешним диаметром 9 мм при толщине проволоки 1,5 мм.

Вторым местом находки фрагментов кольчатого доспеха в Гомеле является детинец. Здесь в слое ХII-ХIII вв. были обнаружены скопление из шестнадцати разомкнутых колечек плоского сечения (1х 3,5мм) с внешним диаметром 16 мм и одно склёпанное «на гвоздь» такое же колечко (табл. I), (рис. 1: 4). На территории детинца также обнаружен фрагмент кольчужного полотна, состоящий из 25 колечек (включая фрагменты) с внешним диаметром 9 мм при толщине проволоки 1.3 мм (рис. 1: 5). Данные находки, содержащие как полуфабрикаты, так и готовые изделия, позволяют утверждать о производстве ремонта кольчатых доспехов и предполагать их изготовление на территории детинца.

Т. о., в Гомеле ХII-ХIII вв. имеются признаки не одной, двух доспешных мастерских. Следует отметить, что плоские в сечении кольца столь внушительных размеров - находка довольно редкая. Временем их появления А.Н.Кирпичников считает рубеж ХII-ХIII вв., так что мы имеем дело с новинкой военного дела. Кольца данной разновидности значительно повышают боевые характеристики доспеха. В частности, при обработке кольца (расковке) в холодном состоянии повышается прочность металла, широкие края кольца позволяют поставить на него более толстую заклёпку и в 1,5-2 раза увеличивают площадь сплошного металлического покрытая в общей площади тела человека, закрываемой доспехом. Кроме того, кольчуга, изготовленная из колец плоского сечения и будучи начищенной, очень эффектно отражает свет и блестит на солнце. Данный аспект для воинов средневековья имел немаловажное значение.

О технических и боевых характеристиках кольчатых доспехов следует сказать следующее. На изготовление кольчуги восточноевропейского типа (рис. 7: 1) требуется 17000-20000 колечек с внешним диаметром 12-14 мм. При толщине проволоки 1,5 мм масса кольчуги составит 9-11 кг. Уменьшение размера колечек ведет к увеличению их количества, что часто завершается увеличением массы доспеха без увеличения его размера. Данное обстоятельство., конечно, повышает его защитные свойства. Так, вышеупомянутая кольчуга из Нового Ропска изготовлена из колечек с внешним диаметром 8 мм и содержит их 39 000. Масса данного артефакта (6,6 кг) не является показательной, так как в процессе очистки и консервации она значительно изменилась. При толщине проволоки 1,8 мм масса кольчуги должна была составлять 12-13 кг. Полный кольчатый доспех западноевропейского типа состоит из 50000-70000 колечек с внешним диаметром 10-12 мм при толщине проволоки 1,5 мм. Масса его составит 23-27 кг. В целях подгонки по фигуре в данном типе доспеха в районе головы, запястий, колен и ступней производится шнуровка (рис. 7:3).

Кольчатый доспех, ввиду чрезвычайной подвижности, очень удобен в использовании. Воин в состоянии одеть и снять его без посторонней помощи независимо от типа. Вес доспеха равномерно распределяется по телу, создавая лишь общую нагрузку'. В бою кольчатый доспех, одетый на простеганную и набитую пенькой одежду, представляет собой надёжную защиту от ударов рубяще-режущего характера мечом, саблей, топором. Однако очень сильные рубяще-дробящие удары клинковым и древковым оружием могут привести к серьезным непроникающим ранениям: ушибам и переломам. Так, в 1149 г. во время битвы возле Луцка княжич Андрей Юрьевич (сын Юрия Долгорукого) по сообщению Никоновской летописи получил «много ран не имущее крови», т.е. кровоподтёки В битве конь княжича был смертельно ранен двумя копьями, третье застряло в седельной луке; со стен Луцка сыпались, подобно граду; камни, а один «немчичь» уже был готов пронзить Андрея рогатиной. Колющий удар копьём, рогатиной, а также стрелой или сулицей с шиловидным наконечником для воина в кольчатом доспехе мог оказаться роковым. Наконечник оружия, концентрируя огромное усилие проникает в одно колечко доспеха, разрывает его и через образовавшуюся брешь наносит рану.

Металлографический анализ доспешных колечек из Новгорода Великого и Княжьей Горы показал их чисто ферритное строение. Между тем, на них воздействовал хорошо закалённый и заточенный стальной клинок. Чем уже наконечник, тем более глубокую рану он способен нанести. Так, в 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве «оунезапу приехавъ один оудари копьем за плеча и тако оубьен бысть Изяславь снъ Ярослаать». Трудно поверить, чтобы князь во время битвы не имел на себе доспеха. Характер поражения позволяет предполагать, что доспех был кольчатым. Ламеллярный доспех, более устойчивый к колющим ударам, не привёл бы к столь плачевному исходу.

Впрочем, нанести прямой колющий удар по опытному воину можно было только «оунезапу», если он не успел отразить его шитом или был слишком утомлён боем. Достоинств у кольчатого доспеха всё же больше, чем недостатков. Прежде всего это, как было указано ранее, чрезвычайное удобство, когда долговременное ношение доспеха не вызывает дискомфорта и усталости, что и было проверено автором статьи (Ю.М. Лупиненко) во время военно-исторических фестивалей с использованием копии Кременецкой кольчуги массой 14кг.

Кольчатый доспех можно одевать как на верхнюю одежду; так и под неё. В 1159 г., например, полочане задумали арестовать своего князя Ростислава Глебовича и стали звать его «льстью у братыцину к святей Богородици к Старей на Петров день, да ту имуть и». Князь, почувствовав недоброе, «еха к ним, изволочивъся в броне под порты, и не смеша на нь дьрзнути». Будучи в кольчуге, князь имел явное преимущество против численно превосходящего, но бездоспешного противника. Арест его стоил бы заговорщикам большой крови, начни Ростислав сопротивление. Действуя личным оружием, князь мог свободно атаковать, уделяя минимум внимания защитным движениям. Данное обстоятельство заставило полочан пересмотреть свои намерения. Факт облачения в доспех имел и символическое значение: это вызов, готовность к бою. Так. в 1220 г. «И поиде князь Всеволод с Городища с всем двором своим, и скрутяся в бръне, акы на рать...», хотя и не совсем ясно, о каком типе «брони» идёт речь.

На землях восточных славян кольчатый доспех археологически фиксируется с VII в. н. э. Фрагменты кольчужного полотна обнаружены в погребениях 32 и 63 Лебяжинского могильника, в погребении УШ в. Волынцевсюго могильника в Сумской обл. в слое Колочинской культуры городища Мощенка Черниговской обл. Проникновение кольчуг к восточным славянам можно связывать с их контактами со степными кочевниками, и в первую очередь, с аланами, болгарами и хазарами. О правителях Хазарского каганата византийцы говорили, что «они обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками, которые выступают на войну по временам». Уже к середине УШ в. хазары использовали практически полный раннесредневековый набор наступательного и защитного вооружения, который не имел себе равных в Восточной Европе. Степень оснащённости хазарской армии оружием и доспехами базировалась на серьёзной производственной базе. Так, в Дагестане VIIIв., по сведениям арабских источников, было целое царство «кольчужных мастеров», продукция которых распространялась по всему Кавказу.

Передовые достижения в области военного дела вызывали их подражание и перенимание соседними кочевыми и оседлыми народами. В 903-913 гг. Ибн- Русте отмечает, что у славянского царя были «прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Впервые археологические следы ремонта или производства кольчуг у восточных славян зафиксированы в мастерской X-XI вв., обнаруженной в Алчедаре (Молдова). Типичная хазарская кольчуга представляет собой длинную рубашку без ворота, с короткими рукавами и разрезами на подоле. Внешний вид воинов в таких кольчугах представлен на костяных обкладках луки седла второй половины УП в. из Шиловского могильника на Средней Волге (Россия) и чеканном кувшине VIII-IX вв., показывающем болгаро-аварского воина из Надьсентмиклош (Венгрия). Вышеупомянутая кременецкая кольчуга XIII в., хотя и имеет значительное хронологическое несоответствие с хазарскими прототипами, все-таки выглядит непосредственным типологическим продолжением именно «хазарской» традиции.

Покрой кольчуг из Черниговских и Гнёздовских курганов X в. не поддаётся восстановлению по причине их неудовлетворительной сохранности, но хазарское влияние представляется здесь весьма вероятным. Данная версия подтверждается тем, что восточнославянское кузнечное дело в известной мере развивалось в VIII-X вв. под влиянием алано-болгарских племён Салтовской культуры, которые входили в состав Хазарского каганата.

Какая-то часть кольнут могла попасть на Русь в IX-X вв. из Западной Европы при посредничестве купцов и скандинавских наёмников. Покрой западно- и восточноевропейских кольчуг этого периода при визуальном сравнении изображений принципиально не отличался. Достаточно рассмотреть иллюстрации Psalterium Aunsum Святого Галла 880 г. (Швейцария), Book of Maccabees Святого Галла 924 г. (Германия) и ряда других источников.

Русские летописи, описывая события Х-ХШ вв., для обозначения защитной одежды употребляют термин «броня». Впервые «броня» упоминается под 968 г., когда при заключении перемирия «И подашаруце межу собою, и вдаде Печенежский князь Притичю конь, саблю, стрелы; онь же дасть ему брони, шить, мечь». Неправильно было бы утверждать, что в данном летописном сообщении речь идёт именно о кольчуге. Дело в том, что восточными славянами с VII в. использовались и пластинчатые доспехи, а специального термина для их обозначения в летописях домонгольского периода нет. Идентифицировать тип «брони» с некоторой долей вероятности можно лишь при анализе конкретного летописного описания случая её применения.

Т. о., в ХII-ХIII вв. кольчатый доспех русских дружинников выделялся разнообразием покроя, структурными и весовыми характеристиками. Отличались разнообразием и кольчатые дополнения к иным средствам защиты. Этому способствовали такие факторы, как обширность территории средневековой Руси (куда проникали различные военно-технические традиции), высокая мобильность вооружённых сил, постоянные и разнохарактерные боестолкновения (способствовавшие быстрому распространению военно-оружейных новинок). Все это было подкреплено серьёзным производственным потенциалом русских городов, позволявшим в полной мере и в необходимых объёмах обеспечивать свои вооружённые силы доспехами, в том числе и кольчатыми. Обнаружение в Гомеле следов доспешного производства - яркое тому подтверждение. Русские мастера - бронники не только копировали иноземные образцы, но и на основе местных традиций моделировали оригинальные варианты покроя кольчатых доспехов, в наибольшей степени соответствовавшие требованиям военной обстановки своего времени. Реконструкции комплексов вооружения русских дружинников второй половины ХII - I середины XIII вв. представлены на рис. 10-11.

https://vk.com/doc401055738_681966482?hash=657EHKrIwZT8DCeAWnzAik5EViXvLWuZKWUik9EShq4

https://vk.com/topic-4078464_8497842?ysclid=m2loieusfb738563618

Ответить
16 Ответов
Ратоборец
Записей: 1290
Админ
Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 12 месяцев назад

Интересно.

Пока читал в голову пришло сразу несколько мыслей.

Первая - изображение кольчуги в западно-европейской традиции в виде горизонтальных полос и вертикальных штрихов. На гобелене из Байо кольчуги изображаются совсем иначе.

1588989607 The Bayeux Tapestry Amusing Planet

Те изображения, что приводит автор статьи, напоминают, скорее, ламеллярный доспех.

Далее. Насколько я понял, автор проводит различия между "восточным" и "западным" типом кольчуги по наличию капюшона и длинных рукавов, характерных для Европы и не характерных для Востока. Вопрос. Неужели кольчуги можно отличить только по покрою? Неужели нет характерных особенностей в самих кольцах, материале, способах плетения? Получается, что по небольшому фрагменту мы не можем достоверно определить где кольчуга была создана?

Я всегда считал, что сам термин "кольчуга" появился этак веке в XVI. До этого защитное снаряжение называли словом "бронь", собственно кольчуга была "кольчатая бронь", кольчуга из плоских колец - "пансырь", а доспехом (от слова "доска") называли пластинчатую защиту. Где-то даже попадалось словосочетание "досчатая бронь", возможно, в противопоставлении "кольчатой". 

И ещё один момент, который резанул слух, в смысле взгляд.

Запись от: Sergey M

Схожий покрой имели, видимо, кольчуга Х в. из Чернигова и Гнёздова, а также панцирь князя Ярослава Всеволодовича, брошенный им после Липицкой битвы 1216 г.

Как бы это... Принадлежность того комплекса защитного вооружения Ярославу Всеволодовичу вовсе не доказана. Более того, анализ декора шлема, скорее, говорит о том, что Ярослав Всеволодович (в крещении Федор Дмитриевич) к нему отношения не имел - на его шлеме (не считая Христа Вседержителя и Архистратига Михаила - общие мотивы) должны были быть изображены именно святые Федор Стратилат и Дмитрий Солунский - покровители самого владельца и его отца, а на найденном шлеме вместо Дмитрия - Георгий Победоносец. То есть, христианское имя владельца шлема с большой вероятностью было Федор Юрьевич, а не Дмитриевич.

 

Ответить
6 Ответов
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Принадлежность того комплекса защитного вооружения Ярославу Всеволодовичу вовсе не доказана.

Автор ссылается на работу Гордеева 1954г, которая видимо в ряде моментов уже устарела. (Гордеев Н. В. Русский оборонительный доспех/Годарсгвенная Оружейная палата Московского кремля. М., 1954.

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Получается, что по небольшому фрагменту мы не можем достоверно определить где кольчуга была создана?

Думаю, что нет. Вероятно металлография что-то может дать, например, происхождение железа, но это вопрос к "Декабристу"

Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 6 месяцев назад

Старший флорист     Поручитель: 3я3юсейф
Записей: 527

Неужели нет характерных особенностей в самих кольцах, материале, способах плетения? Получается, что по небольшому фрагменту мы не можем достоверно определить где кольчуга была создана?

Единственное указание на разницу в технологии изготовления колец я нашел в какой то французской статье, в которой указывалось, что в Восточной Европе и на Ближнем Востоке кольца клепались классической цилиндрической заклепкой ("на гвоздь"), тогда как в Западной Европе кольцо клепалось своего рода клинышком прямоугольной формы (см. рисунок), что позволяло иметь более гладкую внутреннюю поверхност

Кольцо кольчуги

 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

тогда как в Западной Европе кольцо клепалось своего рода клинышком прямоугольной формы (см. рисунок), что позволяло иметь более гладкую внутреннюю поверхност

Вот это имеется в виду?

Безымянный1
Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 10 месяцев назад

Флорист 1 класса     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 296

Запись от: Ратоборец

Первая - изображение кольчуги в западно-европейской традиции в виде горизонтальных полос и вертикальных штрихов. На гобелене из Байо кольчуги изображаются совсем иначе.

Между гобеленом из Байе и изображениями статьи 200-300 лет. Эволюцию в т.ч. в искусстве никто не отменял

Запись от: Ратоборец

Те изображения, что приводит автор статьи, напоминают, скорее, ламеллярный доспех.

На изображениях есть чулки-шоссы выполненные в том же стиле- горизонтальные полосы с точками. Все что мы о них знаем дает однозначный ответ - кольчужные.

 

 Единственный спорный момент - пластины Шиловского могильника

P2z4yKKvFnk

 

Воин в статье (рис 8. 1)скорее всего одет в чешуйчатый доспех. 

 

На пластине три типа узоров 

Мелкая диагональная сетка на бармицах шлемов - явно кольчуга

горизонтальные полосы  с рядами бороздок у группы воинов слева - скорее всего ламелляр. По логике статьи это кольуга, но кольчуга уже есть, а во-вторых горизонтальные полосы двойные,  и это не случайно. Как будто автор хотел показать кожаные полосы на которых собирались рядв пластинок- ламелей

Хорошо видно тут: 

 

Russki voin v lamellare

 

А воин справа с пластины четыре скорее всего в чешуе. Во-первых, больше всего похоже. Во-вторых, методом исключения после идентификации первых двух узоров.  

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Запись от: Engineer

Между гобеленом из Байе и изображениями статьи 200-300 лет

 

ну, хорошо, возьмем Библию Мациевского:

b8a02569aa6c3d9607a793648efca719

Тоже не совсем то, о чем пишет автор.

Также для меня, например, загадка то, где автор увидел кольчугу на рисунке 4:3:

Второе изображение Южных дверей, показывающее воинов в кольчатых доспехах, - подвиги Архангела Михаила (рис. 4: 3). Здесь мы видим разнообразные кольчуги длиной от пояса до колен с рукавами до локтей. В одном случае кольчуга дополнена кольчужными чулками. Одна из кольчуг на изображении показана как распашная.

bezymyannyj3 3 300x198

На шиловских пластинах я тоже вижу три типа доспеха: кольчужный - у лучника, ламеллярный - у трех копейщиков на 4-й пластине и у конника на 6-й. Одиночный копейщик с 4-й пластины, изображение которого приведено в статье, действительно, похоже, облачен в чешуйчатый доспех.

Ответить
Записей: 527
Зарегистрированный Доверенный
Старший флорист     Поручитель: 3я3юсейф
Присоединился: 6 месяцев назад

Да, это.

Ответить
1 Ответ
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Это из работы Гордеева 1954 года, которая тут уже упоминалась - Гордеев Н. В. Русский оборонительный доспех/Государственная Оружейная палата Московского кремля. М., 1954.

По многочисленным памятникам, имеющим различные крепления, можно с точностью установить, что одним из основных видов отличий кольчуги от других типов кольчатого дос­пеха является способ крепления кольца. Крепление колец кольчуги чаще всего бывает на гвоздь, то есть когда кольцо скрепляется заклепкой, выходящей головками на обе стороны кольца, или, что встречается значительно реже, на два гвоздя, когда кольцо скрепляется двумя заклепками, выходящими своими головками также на обе стороны кольца (рис. 1, фиг. 1 и 2). Иногда крепление колец производится на продолговатый шип, или гвоздь, выходящий также продолговатыми головками на обе стороны кольца (рис. 1, фиг. 3). Все три крепления являются настолько прочными, что кольчуги с подобным креплением колец, несмотря на их древность, хорошо сохранились.

Для того чтобы кольца кольчуги своими шипами не рвали подкольчужной одежды, у кольца в месте заклепки отковывался специальный сосковидный выступ, обращенный своей вершиной к центру кольца (рис. 1, фиг. В) он предназначался для того, чтобы не допускать вращения кольца и держать место его скрепления на поверхности. Но этот выступ все же мало способствовал удержанию кольца в нужном положении, поэтому у восточных кольчуг в XVII веке в сеченых кольцах появляется поперечная перемычка, которая, уменьшая просвет между коль­цами, обусловливала более плотное плетение. Этот способ тоже был несовершенен, так как кольца все же поворачивались своими шипами внутрь кольчуги и рвали подкольчужную одежду. В дальнейшем путем практических усовершенствований был достигнут новый способ крепления колец, оставляющий заклепку только на одной верхней стороне кольца, нижняя сторона кольца получалась гладкой по всей своей окружности. Кольчатые доспехи с подобными креплениями именовались панцырями. Панцырные кольца поддоспешную одежду не портили.

Одним из наименее прочных способов крепления колец является крепление внакладку. Это способ холодного, а иногда горячего соединения одного кольца с другим (рис. 1, фиг. 5 Б). Кольца, крепленные подобным способом, растягивались и легко выпадали, а кольчуга при­ходила в негодность.

Крепление колец на продолговатый шип свойственно больше всего кольчугам восточ­ным. Такую форму шипа-заклепки на кольчугах можно считать переходной формой к панцырному.

стр. 65

https://vk.com/doc65527890_659284450?hash=jp0GnQLSO1UEY5hINuWPFtuD8AkDRH9OcV2fwZhbNYP

Безымянный2
Ответить
Записей: 527
Зарегистрированный Доверенный
Старший флорист     Поручитель: 3я3юсейф
Присоединился: 6 месяцев назад

Я не вижу тут противоречия. В Западной Европе с начала XV века кольчуга теряет популярность, в Восточной широко используется еще более двухсот лет, совершенствуясь. Вполне возможно, что в связи с ростом потребности внедрили более технологичный "западноевропейский" способ. 

Ответить
6 Ответов
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Я не вижу тут противоречия

Вполне возможно, про происхождение метода крепления на шип у Гордеева ничего не сказано: он пишет что это характерно для восточных кольчуг, но понятно что в Оружейной Палате кольчуги в основном 16-17вв.

Дальше при описании одной из кольчуг Оружейной Палаты №4470 он считает эту кольчуга более ранней, чем ее датировка 16 веком. По его мнению ее можно датировать ранее 15 века и  у нее крепление как раз на шип.

Я думаю, что скорее всего эти методы крепления (на гвоздь, на шип) были известны как в Западной Европе, так и на Руси и на Востоке. Но надо поискать информацию.

Мне вот интересно:  а анализ самого металла (это называется металлография?) может дать какую-нибудь информацию?

Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 6 месяцев назад

Старший флорист     Поручитель: 3я3юсейф
Записей: 527

анализ самого металла (это называется металлография?) 

Металлография  даст полную информацию о микроструктуре металла и ее влиянии на макроскопические свойства, а так же о технологии обработки. Но определить место производства сама по себе она не может. Для этого нужна база данных для сравнения. 

 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Для этого нужна база данных для сравнения.

А такие базы вроде уже есть?

И какие анализы металла еще делаются?

По поводу анализа металла промелькнула следующая информация, что "шлем из Ярме", по поводу которого высказывались сомнения в его подлинности, недавно в Великобритании был подвергнуть анализу металла (металлография?), что показало, насколько я понял, что металл из которого он сделал древнего производства, то есть шлем - подлинный.

Более подробной информации не нашел.

Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 6 месяцев назад

Старший флорист     Поручитель: 3я3юсейф
Записей: 527

Более подробной информации не нашел.

 

https://durham-repository.worktribe.com/preview/1247660/33082.pdf

 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

https://durham-repository.worktribe.com/preview/1247660/33082.pdf

Благодарю, сохранил себе.

По железу - все понятно.

Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 10 месяцев назад

Флорист 1 класса     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 296

Для анализа химсостава нужен спектральный анализ. Он покажет соотношение химических элементов. Если в железе  удастся определить характерные примеси типа хрома и марганца то появится возможность соотнести с конкретным месторождением железа. Таким образом определяем происхождение металла. Второй момент- вредные примести типа серы и фосфора. Они связаны больше с технологическим процессом  производства и при доле удачи можно констатировать что две или  более кольчуги  сделаны в одном месте из металла добытого там-то. Но чтобы определить именно место производства нужна надежная привязка хотя бы одного образца к конкретной мастерской. 

Металлография в данном конуретном случае вторична. Она может добавить, например,  да у кольчуг схож не только химсостав, но и структура- вот еще аргумент в пользу одной мастерской. 

 

Ответить
Поделиться:

Форма обратной связи

Эта форма обратной связи дает возможность связаться непосредственно с руководством форума.

Пожалуйста, четко формулируйте Ваше послание, чтобы оно не осталось без ответа.
Доступные расширения (xls | doc | docx | pdf | jpg | png) остальные форматы могут быть проигнорированы.

Правила форума

Часть первая. Общие положения
Веб-сайт https://fialcogol.ru/ (проект ФИАЛКА или Философско-Историческая Ассоциация Любителей Крепкого Алкоголя) зарегистрирован на территории Российской Федерации и подчиняется её законам. Иными словами – всё, что запрещено на территории Российской Федерации, запрещено и на проекте ФИАЛКА. Подробнее о запретах можно узнать в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других законодательных актах.
С целью защиты персональных данных пользователей, проект ФИАЛКА использует политику безопасности, основные положения которой изложены в специальном разделе проекта. С ними можно познакомиться, «спустившись» по любой странице сайта до конца в самый низ.
Целями создания настоящего проекта являются исключительно саморазвитие его участников, просвещение и развлечение. Проект не преследует каких-либо политические или коммерческие цели.
Используя электронное пространство проекта ФИАЛКА, его участники, тем самым выражают своё действительное согласие как с настоящими правилами, так и с политикой безопасности проекта.
Правила ресурса постоянно меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств и потребностей ресурса, как их видит администратор, с учетом, естественно, пожелания пользователей. При этом, в отличие от либерального законодательства буржуазных стран (в том числе и Российской Федерации) изменения в правилах по усмотрению администратора могут иметь и обратную силу, то есть распространяться на события и происшествия, имевшие место ДО их принятия.

Часть вторая. Электронное пространство проекта ФИАЛКА
Электронное пространство проекта ФИАЛКА разделено на три категории – Исторический Зал, Философская Беседка и технический раздел «Как пользоваться форумом».
Исторический Зал и Философская Беседка в свою очередь разделены на форумы и подфорумы, в которых публикуются и обсуждаются соответствующие темы.
Материалы, выходящие в Историческом Зале или Философской Беседке проходят премодерацию.
Форум «Курилка» в категории «Философская Беседка» доступен для ознакомления только участникам проекта.
В форуме «Курилка» разрешена обсценная лексика, если она не используется в грубой форме или не преследует цели оскорбить кого-либо, в том числе конкретных лиц, не являющихся участниками проекта, а также размещение визуального контента эротического содержания, при отсутствии признаков порнографии.

Часть третья. Участники
Все зарегистрированные участники проекта ФИАЛКА, в зависимости от своих заслуг перед проектом, делятся на три категории: Посвященные, Доверенные и Заслуженные.
Принадлежность к определенной категории определяется званием участника, которое, в свою очередь, определяется его личным рейтингом, зависящим от активности его участия в проекте.
Перевод участника из категории в категорию может также производиться администрацией в случае особых заслуг участника перед проектом или нарушения им настоящих Правил.
Посвященные участники могут знакомиться с любыми материалами проекта, но оставлять комментарии и публиковать свои материалы могут только в Историческом Зале. Посвященные участники не имеют права давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Доверенные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы в любых его разделах. Доверенные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Заслуженные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы во любых его разделах без премодерации. Заслуженные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.

Часть четвертая. Правила приема в Сообщество
Лицо, желающее стать участником проекта ФИАЛКА, должно обзавестись поручителем из числа действующих участников проекта, состоящих в категории «Доверенный» или «Заслуженный», после чего должно оставить заявку на вступление в проект по соответствующей форме, размещенной на проекте.
Форма заявки включает в себя следующую информацию:
- никнейм кандидата – имя, под которым он будет отображаться на проекте
- логин кандидата – имя, под которым он будет заходить на проект
- пароль, открывающий доступ к аккаунту на проекте
- адрес электронной почты кандидата
- сведения об ознакомленности и согласии кандидата с настоящими правилами политикой безопасности проекта.
- никнейм поручителя
Администрация, удостоверившись в подлинности рекомендации, вносит кандидата в базу проекта и регистрирует его, после чего кандидат становится участником проекта в категории «Посвященный».
Рекомендатель участника проекта указывается в его профиле. У участников, вступивших в проект до апреля 2024 г. рекомендателем считается проект ФИАЛКА.
Рекомендатель несет ответственность за рекомендованного им кандидата в объеме до половины от той ответственности, которой подвергнется рекомендованный, в случае нарушения последним правил проекта.
Администрация вправе по собственному усмотрению прекращать и возобновлять процедуру регистрации кандидатов на вступление в проект.

Часть пятая. Правила поведения на проекте
Инструментом для достижения целей проекта является общение его участников между собой.
Общение подразумевает взаимное уважение и доброжелательность, поэтому запрещаются:
- мат и сквернословие, за исключением форума «Курилка».
- сознательное провоцирование участников проекта на грубость или иное нарушение правил проекта, совершаемое повторно и целенаправленно в отношении одного или нескольких участников.
- любое разглашение личных данных участников проекта, если эти личные данные не изложены в профиле этого участника. Это правило относится также к сведениям, изложенным самим участником проекта в комментариях, но не внесенных им в свой профиль.
- размещение рекламы, ссылок на коммерческие ресурсы без согласования с администрацией проекта
- умышленное, систематическое и целенаправленное наполнение тем комментариями, не имеющими непосредственного отношения к теме публикации
- создание тем, не соответствующих целям проекта
- умышленное искажение русского языка путем заведомо неправильного написания отдельных слов или предложений
- публикация тем или комментариев на иностранных языках без последующего перевода.
- иные действия, противоречащие духу проекта или препятствующие достижению им его основных целей.
Указанные нарушения считаются легкими.
Мат, сквернословие или иные оскорбления и угрозы в адрес как участников проекта, так и иных лиц, публичных или не публичных, различных социальных или этнических групп, либо легкое нарушение повторно – считаются тяжкими нарушениями.
Категорически запрещаются любые действия, нарушающие действующие законы Российской Федерации, в том числе: проявление экстремизма, призывы к насильственным действиям в отношении конкретных лиц, публичных, или непубличных, а также социальных или этнических групп, пропаганда ЛГБТ или порнография, либо тяжкое нарушение повторно или совершенное с особым цинизмом – считаются особо тяжкими нарушениями.
На проекте поощряются:
- тактичность, вежливость и доброжелательность по отношению к участникам проекта. Культура общения – одна из наиболее сильных и привлекательных сторон проекта ФИАЛКА, сохраним её и впредь.
- вдумчивые и информативные комментарии в рамках темы, заданной первоначальной публикацией.
- создание и публикование тем, соответствующих целям проекта, помогающим его развитию и росту.
- внимательное и трепетное отношение к грамматике русского языка.

Часть шестая. Наказания и поощрения
Наказания за нарушения правил проекта выносятся администрацией в случае обнаружения таких нарушений в отношении лица, допустившего эти нарушения, а также в отношении его поручителя.
Легкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке на срок до одного месяца.
Тяжкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке до трех месяцев плюс запрет на комментарии в Историческом Зале на срок до месяца, либо вечный бан.
Особо тяжкие нарушения: вечный бан.
Наказание может быть смягчено с учетом личности нарушителя и его заслуг перед проектом.
Наказание рекомендателя за нарушения, совершенные рекомендованным может составлять до половины от объема наказания, назначенного нарушителю. В случае, если рекомендованный получил вечный бан, наказание рекомендателю определяется индивидуально.
Назначенное наказание обжалованию не подлежит. Просьбы о помиловании или смягчении наказания, в том числе от третьих лиц, принимаются и рассматриваются только в особом негласном порядке.
В качестве поощрений на проекте используется внеочередной перевод участника в категорию «Доверенный» или «Заслуженный». Возможны и другие формы поощрения, которые будут определяться индивидуально.

Часть седьмая. Правила публикации новых тем
При публикации новой темы её автор должен указывать автора текста, источник из которого текст взят и источник, из которого взяты фотографии и иные изображения, присутствующие в тексте темы. Если автор темы является и автором текста, фотографий или иных изображений, присутствующих в теме, то он должен указать это.
Публикация тем без авторского текста нежелательна и допускается в исключительных случаях по усмотрению администратора. Авторский текст должен содержать оценку предоставленного материала и делать акценты на тех его аспектах, которые автор хотел предложить для обсуждения.
Материалы, не соответствующие этим требованиям, будут возвращаться на доработку или удаляться.

Заключительные положения
В случае возникновения «пограничной» ситуации, которая может быть истолкована по-разному, администрация проекта принимает решение, исходя из своих внутренних убеждений и собственного видения сложившейся ситуации.
Администратор при принятии каких-либо решений, может быть неправ, но так как он сам себе судья, обжаловать его действия Вы можете только ему. А это дело хлопотное и требует серьезной аргументации. В любом случае, Вам гарантируется, что ваша аргументированная жалоба будет рассмотрена и по ней будет вынесено аргументированное же решение, которое будет немедленно доведено до автора жалобы.
О планирующихся изменениях в правилах пользователи будут информироваться в соответствующем разделе ресурса для проведения необходимых консультаций и обсуждений. Все мнения, высказанные в ходе такого обсуждения, будут учтены администрацией проекта при принятии окончательного решения о внесении изменений в действующие правила.