Заходи — не бойся, уходи — не плачь

Уведомления
Очистить все

Палаш из Ярославля

21 Записей
5 Пользователи
27 Reactions
89 Просмотры
Sergey M
Записей: 1397
Зарегистрированный Доверенный
Создатель темы
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 11 месяцев назад

В. И. Завьялов, А. В. Энговатова "Палаш из Ярославля".

Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Выпуск 16. Институт археологии РАН, 2020, стр. 149-155.

Совершенствование клинкового оружия в среде номадов привело в третьей четверти I тысячелетия н. э. к возникновению нового вида – палаша, рубяще-колющего однолезвийного холодного оружия с длинным клинком. Первые палаши на территории Восточной Европы появляются в памятниках Хазарского каганата. Так, например, в подкурганных погребениях второй половины VII в., за единичными исключениями, представлены лишь однолезвийные палаши. Возникновение палашей стало следствием поисков повышения эффективности клинкового оружия в условиях конного боя. Применение лишь одной режущей поверхности делало первый шаг в этом направлении – уменьшало вес клинка, что автоматически повышало его маневренность. В древнерусских памятниках находки палашей редки. По всей видимости, этот вид оружия не был характерен для древнерусского воина, о чем свидетельствует и известная легенда о дани мечами, которую предложили поляне хазарам. В этом тексте недвусмысленно утверждается преимущество двулезвийного меча над однолезвийными хазарскими клинками.

Известно, что палаши были широко распространены в войске татаро-монголов. В связи с этим большое значение представляет находка из Ярославля. При исследовании Успенского раскопа в Ярославле был найден фрагмент палаша в коллективном захоронении, в погребе или подклете сооружения 27 (рис. 1–2) (Энговатова и др., 2009.С. 71). Ширина однолезвийного клинка составляла всего 2,6 см. Оружие было сломано, рукоять утрачена, а клинок согнут (рис. 3).

В захоронении вместе с палашом обнаружен обширный комплекс бытовых предметов XII–XIII вв.: украшения (фрагменты браслетов, бронзовый перстень, височные кольца); хозяйственные принадлежности (железные ключи, части рыболовных снастей, белокаменный жернов), большое количество керамики.

Результаты аналитических исследований.

В лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН проведено археометаллографическое исследование артефакта. Шлиф сделан на сломе палаша и представляет полное поперечное сечение клинка. На большей части поверхности шлифа обнаружена однородная перлитная структура с цементитной сеткой и избыточным цементитом в виде игл (рис. 4, 1). Микротвердость 221–297 кг/мм 2 . Шлаковые включения практически отсутствуют. По внешнему периметру шлифа отмечены тонкие зоны феррита с перлитом. Это отчетливо видно на фотографии результатов рентгеновской микротомографии (рис. 4, 2), выполненной с помощью аппаратуры фирмы XRADIA (США – Германия) 2 . По всей площади шлифа (особенно в верхней части, на обушке) отмечены микротрещины (рис. 4, 3). Клинок по длине сварен из нескольких полос. Сварной шов стал хорошо виден визуально после расчистки палаша электрохимическим способом в лаборатории реставрации ИА РАН. Наличие сварки подтверждено при проведении рентгеновской микротомографии участка (рис. 4, 4). Элементный анализ поверхности, проведенный методом растровой электронной микроскопии с помощью прибора Versa 3D FEI (США), выявил содержание углерода до 1,83% и марганца до 1,07% (рис. 5).

Вывод.

Палаш откован из литой тигельной стали. Качество ковки хорошее. Критерии оценки качества кузнечных работ предусматривают следующие металлографические показатели: отсутствие нарушений температурного режима, мелкозернистость структурных составляющих, малочисленность и небольшие размеры шлаковых включений; при сварке – наличие тонких, четких сварных швов, что подразумевает хорошее качество ковки и сварки. Соответственно отсутствие одного или нескольких показателей свидетельствуют об удовлетворительном качестве работ. Структура феррито-перлита по краям шлифа и микротрещины в металле свидетельствуют о пребывании предмета в огне. Нагревание можно связывать с попаданием артефакта в огонь пожара. Обращает на себя внимание высокое (выше 1%) содержание марганца в металле (рис. 5, 2). Значение марганца для литых сталей было открыто в начале XIX в.: марганец способствует удалению из стали кислорода и связывает серу. В древних литых сталях содержание марганца крайне неоднородно. В металле, полученном сыродутным способом из болотных и луговых руд (лимонит и сидерит), содержание марганца, как правило, не превышает 0,1–0,2%. С другой стороны, сравнительно высокое содержание (до 0,62%) этого элемента зафиксировано при исследовании предметов из литой стали из средневекового городища Талгар (Северо-Восточное Семиречье) (Зиняков, Савельева, 2005. С. 180). В то же время образцы из Даилама (Dailam) в северо-западном Иране показали низкое (около 0,2%) содержание марганца (Lan, Craddock, Simpson, 1997. P. 8). Скорее всего, это свидетельствует не о сознательном применении марганца в качестве легирующей примеси в тигельной плавке, а об использовании при металлургическом процессе руд из разных источников. Исследованный палаш в настоящее время является единственным образцом откованного из тигельной стали средневекового клинкового оружия, найденного на территории Древней Руси. Правда, следует оговориться, что база а аналитических данных по клинковому оружию из древнерусских памятников невелика. Результаты металлографических анализов 12 мечей опубликованы Б. А. Колчиным (1953). Исследователь установил, что основными технологическими приемами изготовления мечей были наварка стальных лезвий на основу из железа, малоуглеродистой стали или дамасской стали и цементация (Колчин, 1978. С. 192). Эти выводы подтверждают аналитические исследования мечей из Изяславля (Вознесенська, Недопако, Паньков, 1996. С. 120, 121), Киева (Вознесенская, Толочко, 1983. С. 275), Блистовита (Вознесенська, Коваленко, Орлов, 1984. С. 33), Серенска (Хомутова, 1973. С. 222). Сабли XII–XIII вв., прошедшие металлографический анализ, представлены шестью экземплярами. Они происходят из древнерусских памятников: четыре из Изяславля 3, одна с селища Лесковое и одна беспаспортная находка из коллекции ГИМ (Арендт, 1936. С. 166; Вознесенська, Недопако, Паньков, 1996. С. 121, 122; Вознесенская, 1999. С. 121). Сырьем для всех сабель послужил сыродутный металл. Два клинка из Изяславля и фрагмент сабли с селища Лесковое изготовлены по технологической схеме сквозной цементации. Два других клинка из Изяславля и сабля из коллекции ГИМ имели наварное стальное лезвие. Сравнительно редкие клинки из литой стали известны из средневековых памятников Средней Азии (Зиняков, 2003. С. 137; Папахристу, Терехова, 2002. С. 201). Производство тигельной стали открыто в ремесленных центрах северо-западной Индии в начале I тысячелетия н. э. (Lang, Craddock, Simpson, 1997. P. 10). В Средние века европейским мастерам секрет ее производства не был известен. Со второй половины I тысячелетия н. э. центры по производству тигельной стали возникают в среднеазиатских городах (Ахсикет, Мерв) (Папахристу, Терехова, 2002. С. 200; Feuerbach et al., 1998. P. 42). Интересно отметить, что с самого начала производства тигельной стали она использовалась главным образом для производства клинкового оружия (Lang, Craddock, Simpson, 1997. P. 10).

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что изученный палаш был дорогим престижным оружием. Исходя из общего историко-археологического контекста, местом его изготовления, скорее всего, является один из городов Средней Азии, покоренных монголами. В связи с этим уместно вспомнить результаты антропологического исследования индивида № 2 из коллективного захоронения № 76. О его несхожести с остальными погребенными говорят пропорции черепа (широкоскулость), антропологический «комплекс всадника», сапоги с высокими голенищами из мягкой кожи на тонкой подошве. Не исключено, что в братских могилах Ярославля наряду с жертвами нашествия покоились и нападавшие.

https://vk.com/doc1318581_552054445?hash=SGEZyIzrEctecvoKxfqPZxYpIechzWt22TFQ62zKlns

Ответить
20 Ответов
3 Ответов
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 6 месяцев назад

Старший флорист     Поручитель: 3я3юсейф
Записей: 527

Производство тигельной стали открыто в ремесленных центрах северо-западной Индии в начале I тысячелетия н. э. (Lang, Craddock, Simpson, 1997. P. 10). 

С одной стороны, уровень публикации (РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК,ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ) вопросов к содержанию вызывать не должен. Однако такие возникают, так как производство тигельной стали в Индии известно как миним со средины первого тысячелетия до нашей эры ( Srinivasan, Sharada (15 November 1994). "Wootz crucible steel: a newly discovered production site in India"Papers from the Institute of Archaeology.) Хотя применительно к теме это не принципиально. 

Скорее всего, это свидетельствует не о сознательном применении марганца в качестве легирующей примеси в тигельной плавке, а об использовании при металлургическом процессе руд из разных источников.

Почему "скорее всего"? Автор плохо знаком с историей металлургии стали? Ни о каком сознательном применении легирующих добавок и раскислителей древними металлургами речи не может быть однозначно. Это давно известно. Практическим путем древние металлурги установили, что металл из определенных видов сырья обладает, выражаясь современным языком, более высокими эксплуатационными свойствами. Это называется природно легированные стали. К таким, например, относится сталь японских мечей. 

Но это все частности. Что касается вывода о том, что "местом его изготовления, скорее всего, является один из городов Средней Азии, покоренных монголами", то он вполне логичен. 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Почему "скорее всего"?

Это видимо относится к категории профессионального языка: любая историческая работа наполнена фразами: вероятно, возможно, предположительно, скорее всего, по-видимому, не исключено и т.п. и т.п. и т.п.

С другой стороны это можно понять, редкий случай когда в истории можно что-то утверждать однозначно.

Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 6 месяцев назад

Старший флорист     Поручитель: 3я3юсейф
Записей: 527

С другой стороны это можно понять, редкий случай когда в истории можно что-то утверждать однозначно.

Тут я с Вами полностью согласен. описываемый в статье палаш (в англоязычной литературе - Turco-Mongol sabre, Eurasian sabre, nomadic sabre) могла вполне попасть в Ярославль вполне мирным путем,  как покупка какого нибудь купца, поддерживающего торговые связи с городами Средней Азии.

 

Ответить
Ратоборец
Записей: 1290
Админ
Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 12 месяцев назад

Что касается "металлургической" части статьи, то тут я комментировать ничего не буду. Для меня этот лес тёмен и не исследован.

А вот итоговый вывод о том, что палаш приехал к нам из, самое ближнее, Средней Азии и, возможно, является утерянным оружием некоего монгола, участвовавшего в штурме Ярославля в 1238 г. Но мой взгляд, достаточно правдоподобно.

Заинтересовало сообщение о широкоскулом мужике с "комплексом всадника". Немного покопался по этой теме, но пока конкретики не нашел - только общие сведения о захоронении. А вообще тема ярославских захоронений очень интересна. Очень много хорошо датированного человеческого материала, зачастую, хорошей сохранности.

Кстати, есть какое-нибудь обобщающее исследование по этой теме, кто-нибудь знает? Я много разрозненных статей читал, но хотелось бы, чтобы кто-то систематизировал все имеющиеся материалы по этим раскопкам.

Ответить
9 Ответов
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Что касается "металлургической" части статьи, то тут я комментировать ничего не буду.

Будем надеется, что эту часть прокомментируют специалисты.

А меня собственно прежде всего тоже заинтересовал этот момент:

Заинтересовало сообщение о широкоскулом мужике с "комплексом всадника"

Вполне возможно, что в группе погибших был захоронен и по крайней мере один из нападавших. Однозначно это не утверждается, что понятно, но момент очень интересный.

 

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Учитывая особенности погребального обряда монголов (они своих покойников прятали и могилы маскировали), а также то, что практически во всех столкновениях 1237-38 гг. они в итоге оказывались победителями, то есть хозяевами поля боя, их трупы можно найти только случайно - либо случайным образом раскопать какое-то их тайное захоронение (надеюсь, рано или поздно такая находка будет), либо вот так - потерянного среди кучи других тел и не найденного после битвы соплеменниками.

Был бы я монголом, озадаченным сокрытием тел своих погибших друзей и родственников во избежании поругания или совершения над ними какого-нибудь волхования, где я их спрятал бы? Рыть землю бесполезно, уйдёшь - местные найдут и раскопают. По той же причине нельзя кидать тела в реку - вынесет по весне куда-нибудь, опять же. Выход - замкнутое, бессточное озеро или болото. Покидали тела по-быстрому и поехали дальше, спокойные за их судьбу. Насколько я знаю, в таких местах у нас еще никто ничего не искал. Может стоило бы попробовать? Вдруг найдется пара десятков "болотных монголов"?

 

Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 2514

Запись от: Ратоборец

Вдруг найдется пара десятков "болотных монголов"?

Это был бы очень интересный вариант. Особенно с учетом того, что в болотах очень хорошо сохраняются не только костные останки, но и мягкие ткани, одежда, вооружение...

Было бы крайне заманчиво узнать, как выглядели ордынцы не по китайским миниатюрам, а в действительности.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Ордынцами они стали несколько позже и были уже не те. А вот истинных "монголов из Монголии", боюсь, мы так и не увидим, на радость Фоменко с Носовским.

У нас есть, как минимум, два места, где монголы погибали в товарных количествах - Коломна и Козельск. И там и там потери их исчислялись, видимо, сотнями, если не тысячами. Под Коломной бой был очень упорный, погиб сын Чингисхана, что позволяет предположить, что, как минимум, один тумен был разгромлен, а под Козельском монголы, судя по всему, понесли большие санитарные потери. Да и штурмы Рязани и Владимира, видимо, обошлись им не дешево. Куда-то должны были они трупы девать... А с учетом того, что они очень(!) торопились, что можно видеть, проанализировав даты и места битв и осад, времени на полноценные проводы погибших у них просто не было.

Интересно - кто-нибудь предметно озадачивался поиском их захоронений? Я ничего подобного не слышал.

Ответить
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 2514

Запись от: Ратоборец

Куда-то должны были они трупы девать...

Напрашивается единственный вывод: сожгли в остатках деревянных построек.

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Интересно - кто-нибудь предметно озадачивался поиском их захоронений? Я ничего подобного не слышал.

Не интересовался.

Я думаю - сжигали: такой обряд у них тоже имел место быть и данные условия для него благоприятствовали.

Впрочем это только предположение, ни на чем не основанное.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Первое, что приходит в голову - кремация. И такой обряд у некоторых кочевых народов действительно был, пусть и не у собственно монголов. 

Но кремация даже одного тела - процесс долгий, трудо- и ресурсоемкий, если мы говорим о полной кремации, а не об умерщвлении на огне. 

Чтобы сжечь дотла одно тело требуется около трех кубометров сухих качественных дров, а в случае с монголами жечь нужно было именно дотла.

Если же этих тел сотни и даже тысячи? 

Нет, я согласен, теоретически кремация тоже могла иметь место быть - выделялась специальная похоронная команда, которая следует за войском и занимается только тем, что собирает и сжигает убитых монголов. Однако, в источниках, подробно описывающих различные службы монголов я ничего подобного не встречал. То есть, специальных похоронных команд у них, скорее всего, не было, а без таких команд провести обряд массовой кремации нереально. 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Первое, что приходит в голову - кремация.

А действительно: какие еще варианты?

1) погребение: зимой в мерзлую землю при наличии вероятно (при крупных операциях) сотен, а может быть и тысяч погибших

2) "небесное погребение": оставление тела на поверхности. Вроде как у монголов было такое.

3) многообразие обрядов: каждое племя занималось погребением погибших по принятым у них обрядам.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Последний вариант мне нравится. Вполне в духе монголов с их толерантностью в вопросах веры. 

Ответить
A&A
Записей: 1675
 A&A
Зарегистрированный Доверенный
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 11 месяцев назад

Запись от: Ратоборец
Учитывая особенности погребального обряда монголов
Dash1
Есть предание, что так похоронил Чингисхана. И делать из этого обобщение наверно не правильно.
Похороны надо рассматривать , как часть религиозной культуры. Всё зависит от той религии, которую исповедовали монголы-татары начала 13 века

Ответить
5 Ответов
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Похоронный обряд монголов - это не предание, вернее, не только предание. Есть специально посвященные этому научные работы (не одна), авторы которых на основании имеющихся научных данных восстанавливают этот обряд. Посмотри, например, здесь:

https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovye-mongolskie-pogrebeniya-sootnoshenie-etnicheskogo-i-imperskogo/viewer

 

 

Ответить
A&A
 A&A
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1675

Интересная статья. Но про "каноническое" описания погребения пишет Фома Сплитский, который Европу не покидал. 

Часть пишет о тайном захоронении, но как было на самом деле не пишет ни кто. Упоминаются и кладбища.

В ясах Чингиз Хана обряд погребения не отражен 

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Такая работа (по погребальному обряду) отнюдь не единственная. Несколько лет назад, когда на ВО статьи про монголов набирали по полторы тысячи комментариев, я нашел статью какого-то бурятского или татарского (судя по фамилии, которую я забыл, что-то типа Хамдаев или как-то так) историка - очень информативная с большим количеством деталей и археологического материала по монгольским погребениям. Вывод по итогам однозначный - похоронный обряд знати менялся со временем, рядовых кочевников хоронили всегда одинаково - так, чтобы могил было не найти.

Ответить
A&A
 A&A
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1675

Появление таких статей логично, массовых захоронений "монголов " на европейской части России нет. Это как-то надо оправдать.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1290

Ты реально веришь в "заговор историков"?

Не нашли могил и "оправдываются"? 

Саша, да они друг другу многие горло готовы перегрызть и голову оторвать голыми руками - как им договориться? Да они чисто из ревности к чужим научным достижениям любую гипотезу по кусочкам разберут и каждый кусочек под микроскопом исследуют и с песочком продерут по всем направлениям. Как такие люди могут договориться?

Уж по такому вопросу как похоронный обряд монголов точно много не напридумаешь - сразу поставят в пятую позицию и многократно насладятся в извращенной форме.

Ответить
A&A
Записей: 1675
 A&A
Зарегистрированный Доверенный
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 11 месяцев назад

Запись от: Ратоборец
сразу поставят в пятую позицию и многократно насладятся в извращенной форме.

На словах может и наслодятся))) , но захоронений нет!
А договариваться и не надо, надо закончить истфак и всё!
Тебе преподавали монгольские иго, как вещь не требующую доказательства, где проводились тексты в которых было написано "татары", а в комментариях говорилось о монголах. Что на это скажет студент? А если это экзамен или зачёт? Хочешь получить положительную оценку, говори как учебнике или как преподаватель на лекции сказал!
Так и отрядом погребения, сказали,что закопали и по этому месту пустили табун лошадей- значит так и было.
Только не в той статье, что ты посоветовал, но и в других сказано, что захоронение было таинство! А если табун? Какое это таинство?
Карпини и Рубрук вообще путаются в показаниях. Хотя похоронная тема важна для любой религии. Это один из её столбов, путь в иной мир.
По мне, если нет ответа, не надо его домысливать. Скажите - мы точно как было не знаем. Точка.

Ответить
Поделиться:

Форма обратной связи

Эта форма обратной связи дает возможность связаться непосредственно с руководством форума.

Пожалуйста, четко формулируйте Ваше послание, чтобы оно не осталось без ответа.
Доступные расширения (xls | doc | docx | pdf | jpg | png) остальные форматы могут быть проигнорированы.

Правила форума

Часть первая. Общие положения
Веб-сайт https://fialcogol.ru/ (проект ФИАЛКА или Философско-Историческая Ассоциация Любителей Крепкого Алкоголя) зарегистрирован на территории Российской Федерации и подчиняется её законам. Иными словами – всё, что запрещено на территории Российской Федерации, запрещено и на проекте ФИАЛКА. Подробнее о запретах можно узнать в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других законодательных актах.
С целью защиты персональных данных пользователей, проект ФИАЛКА использует политику безопасности, основные положения которой изложены в специальном разделе проекта. С ними можно познакомиться, «спустившись» по любой странице сайта до конца в самый низ.
Целями создания настоящего проекта являются исключительно саморазвитие его участников, просвещение и развлечение. Проект не преследует каких-либо политические или коммерческие цели.
Используя электронное пространство проекта ФИАЛКА, его участники, тем самым выражают своё действительное согласие как с настоящими правилами, так и с политикой безопасности проекта.
Правила ресурса постоянно меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств и потребностей ресурса, как их видит администратор, с учетом, естественно, пожелания пользователей. При этом, в отличие от либерального законодательства буржуазных стран (в том числе и Российской Федерации) изменения в правилах по усмотрению администратора могут иметь и обратную силу, то есть распространяться на события и происшествия, имевшие место ДО их принятия.

Часть вторая. Электронное пространство проекта ФИАЛКА
Электронное пространство проекта ФИАЛКА разделено на три категории – Исторический Зал, Философская Беседка и технический раздел «Как пользоваться форумом».
Исторический Зал и Философская Беседка в свою очередь разделены на форумы и подфорумы, в которых публикуются и обсуждаются соответствующие темы.
Материалы, выходящие в Историческом Зале или Философской Беседке проходят премодерацию.
Форум «Курилка» в категории «Философская Беседка» доступен для ознакомления только участникам проекта.
В форуме «Курилка» разрешена обсценная лексика, если она не используется в грубой форме или не преследует цели оскорбить кого-либо, в том числе конкретных лиц, не являющихся участниками проекта, а также размещение визуального контента эротического содержания, при отсутствии признаков порнографии.

Часть третья. Участники
Все зарегистрированные участники проекта ФИАЛКА, в зависимости от своих заслуг перед проектом, делятся на три категории: Посвященные, Доверенные и Заслуженные.
Принадлежность к определенной категории определяется званием участника, которое, в свою очередь, определяется его личным рейтингом, зависящим от активности его участия в проекте.
Перевод участника из категории в категорию может также производиться администрацией в случае особых заслуг участника перед проектом или нарушения им настоящих Правил.
Посвященные участники могут знакомиться с любыми материалами проекта, но оставлять комментарии и публиковать свои материалы могут только в Историческом Зале. Посвященные участники не имеют права давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Доверенные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы в любых его разделах. Доверенные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Заслуженные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы во любых его разделах без премодерации. Заслуженные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.

Часть четвертая. Правила приема в Сообщество
Лицо, желающее стать участником проекта ФИАЛКА, должно обзавестись поручителем из числа действующих участников проекта, состоящих в категории «Доверенный» или «Заслуженный», после чего должно оставить заявку на вступление в проект по соответствующей форме, размещенной на проекте.
Форма заявки включает в себя следующую информацию:
- никнейм кандидата – имя, под которым он будет отображаться на проекте
- логин кандидата – имя, под которым он будет заходить на проект
- пароль, открывающий доступ к аккаунту на проекте
- адрес электронной почты кандидата
- сведения об ознакомленности и согласии кандидата с настоящими правилами политикой безопасности проекта.
- никнейм поручителя
Администрация, удостоверившись в подлинности рекомендации, вносит кандидата в базу проекта и регистрирует его, после чего кандидат становится участником проекта в категории «Посвященный».
Рекомендатель участника проекта указывается в его профиле. У участников, вступивших в проект до апреля 2024 г. рекомендателем считается проект ФИАЛКА.
Рекомендатель несет ответственность за рекомендованного им кандидата в объеме до половины от той ответственности, которой подвергнется рекомендованный, в случае нарушения последним правил проекта.
Администрация вправе по собственному усмотрению прекращать и возобновлять процедуру регистрации кандидатов на вступление в проект.

Часть пятая. Правила поведения на проекте
Инструментом для достижения целей проекта является общение его участников между собой.
Общение подразумевает взаимное уважение и доброжелательность, поэтому запрещаются:
- мат и сквернословие, за исключением форума «Курилка».
- сознательное провоцирование участников проекта на грубость или иное нарушение правил проекта, совершаемое повторно и целенаправленно в отношении одного или нескольких участников.
- любое разглашение личных данных участников проекта, если эти личные данные не изложены в профиле этого участника. Это правило относится также к сведениям, изложенным самим участником проекта в комментариях, но не внесенных им в свой профиль.
- размещение рекламы, ссылок на коммерческие ресурсы без согласования с администрацией проекта
- умышленное, систематическое и целенаправленное наполнение тем комментариями, не имеющими непосредственного отношения к теме публикации
- создание тем, не соответствующих целям проекта
- умышленное искажение русского языка путем заведомо неправильного написания отдельных слов или предложений
- публикация тем или комментариев на иностранных языках без последующего перевода.
- иные действия, противоречащие духу проекта или препятствующие достижению им его основных целей.
Указанные нарушения считаются легкими.
Мат, сквернословие или иные оскорбления и угрозы в адрес как участников проекта, так и иных лиц, публичных или не публичных, различных социальных или этнических групп, либо легкое нарушение повторно – считаются тяжкими нарушениями.
Категорически запрещаются любые действия, нарушающие действующие законы Российской Федерации, в том числе: проявление экстремизма, призывы к насильственным действиям в отношении конкретных лиц, публичных, или непубличных, а также социальных или этнических групп, пропаганда ЛГБТ или порнография, либо тяжкое нарушение повторно или совершенное с особым цинизмом – считаются особо тяжкими нарушениями.
На проекте поощряются:
- тактичность, вежливость и доброжелательность по отношению к участникам проекта. Культура общения – одна из наиболее сильных и привлекательных сторон проекта ФИАЛКА, сохраним её и впредь.
- вдумчивые и информативные комментарии в рамках темы, заданной первоначальной публикацией.
- создание и публикование тем, соответствующих целям проекта, помогающим его развитию и росту.
- внимательное и трепетное отношение к грамматике русского языка.

Часть шестая. Наказания и поощрения
Наказания за нарушения правил проекта выносятся администрацией в случае обнаружения таких нарушений в отношении лица, допустившего эти нарушения, а также в отношении его поручителя.
Легкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке на срок до одного месяца.
Тяжкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке до трех месяцев плюс запрет на комментарии в Историческом Зале на срок до месяца, либо вечный бан.
Особо тяжкие нарушения: вечный бан.
Наказание может быть смягчено с учетом личности нарушителя и его заслуг перед проектом.
Наказание рекомендателя за нарушения, совершенные рекомендованным может составлять до половины от объема наказания, назначенного нарушителю. В случае, если рекомендованный получил вечный бан, наказание рекомендателю определяется индивидуально.
Назначенное наказание обжалованию не подлежит. Просьбы о помиловании или смягчении наказания, в том числе от третьих лиц, принимаются и рассматриваются только в особом негласном порядке.
В качестве поощрений на проекте используется внеочередной перевод участника в категорию «Доверенный» или «Заслуженный». Возможны и другие формы поощрения, которые будут определяться индивидуально.

Часть седьмая. Правила публикации новых тем
При публикации новой темы её автор должен указывать автора текста, источник из которого текст взят и источник, из которого взяты фотографии и иные изображения, присутствующие в тексте темы. Если автор темы является и автором текста, фотографий или иных изображений, присутствующих в теме, то он должен указать это.
Публикация тем без авторского текста нежелательна и допускается в исключительных случаях по усмотрению администратора. Авторский текст должен содержать оценку предоставленного материала и делать акценты на тех его аспектах, которые автор хотел предложить для обсуждения.
Материалы, не соответствующие этим требованиям, будут возвращаться на доработку или удаляться.

Заключительные положения
В случае возникновения «пограничной» ситуации, которая может быть истолкована по-разному, администрация проекта принимает решение, исходя из своих внутренних убеждений и собственного видения сложившейся ситуации.
Администратор при принятии каких-либо решений, может быть неправ, но так как он сам себе судья, обжаловать его действия Вы можете только ему. А это дело хлопотное и требует серьезной аргументации. В любом случае, Вам гарантируется, что ваша аргументированная жалоба будет рассмотрена и по ней будет вынесено аргументированное же решение, которое будет немедленно доведено до автора жалобы.
О планирующихся изменениях в правилах пользователи будут информироваться в соответствующем разделе ресурса для проведения необходимых консультаций и обсуждений. Все мнения, высказанные в ходе такого обсуждения, будут учтены администрацией проекта при принятии окончательного решения о внесении изменений в действующие правила.