Заходи — не бойся, уходи — не плачь

Уведомления
Очистить все

ПОГРЕБЕНИЯ С ПОДВЕСКАМИ-ВСАДНИКАМИ ИЗ РАСКОПОК БАЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА 2019

26 Записей
3 Пользователи
5 Reactions
96 Просмотры
Sergey M
Записей: 1397
Зарегистрированный Доверенный
Создатель темы
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 11 месяцев назад

А.В. Данич "ПОГРЕБЕНИЯ С ПОДВЕСКАМИ-ВСАДНИКАМИ ИЗ РАСКОПОК БАЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА 2019 г."
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, РФ. Труды КАЭЭ ПГГПУ вып. XIX Пермь, 2021

Характеристика подвесок-всадников из раскопок 2019 г.

Баяновский могильник находится в 170 м к СЗ от д. Бояново Добрянского района Пермского края, в 600 м к ВСВ от железнодорожного переезда у с. Таборы, 1 км к С от здания, расположенного по адресу: п. Таборы, ул. 8 марта, д. 12, на правом берегу р. Исток, правого притока р. Вильвы, левого притока р. Косьвы, левого притока р. Камы, на гребне пологого холма. В результате работ 1951, 1953, 2005–2021 гг. на площади 2975 м 2 было изучено 509 погребений, удалось проследить детали погребального обряда – формы и размеры могильных ям, устройство погребений, положение костяка, инвентаря и другие детали. Практически все черты обрядности находят полные аналогии в погребальных памятниках Пермского Предуралья. По обряду погребения и по вещевому материалу Баяновский могильник датируется IX – первой половиной X вв.

Целью данной работы является введение в научный оборот по просьбам коллег двух серебряных подвесок с изображением всадника. Особый интерес вызвала новая находка из погребения № 461, выделяющаяся среди других подобных изделий детализацией конской сбруи, одежды и вооружения всадника. Подвески-всадники на исследуемом могильнике встречены не впервые. В целом, с учетом находок последних лет, они обнаружены в 15 погребениях, что составляет 3 % от исследованных погребений Баяновского могильника. Все находки происходят из мужских захоронений. По имеющимся антропологическим определениям можно судить, что они принадлежали, в основном, взрослым мужчинам. Исключение составляет только погребение № 468, принадлежавшее ребенку в возрасте 5–6 лет. Погребения, в которых присутствовали подвески-всадники, отличаются богатством инвентаря, наличием металлических украшений (главным образом, наборных поясов (9), височных украшений (14), браслетов (10) и перстней (7)) и предметов вооружения (главным образом, топоров (9), сабель (7), наконечников стрел (7)). В 11 погребениях с подвесками-всадниками присутствовали серебряные маски (табл. 1). Не исключено, что серебряные подвески-всадники являлись статусными украшениями, характерными для воинской элиты [Белавин, 2015]. Судя по наблюдениям, полученным при раскопках Баяновского могильника, эти подвески мужчинами носились на шее на шнурке, продетом сквозь отверстия между руками и туловищем всадника. Зачастую шнурок украшался по бокам от подвески бронзовыми спиральновитыми пронизками.

Всадник из погребения 461 (рис. 4/1). Отливка плоская односторонняя шириной 9 см (от носа до изгиба хвоста коня) высотой 8 см (от набалдашника шлема всадника до основания). На подвеске изображён конь, движущийся в правую геральдическую сторону, и всадник в фас, сидящий боком. Качество подвески высокое, с детальной проработкой всех элементов.

На голове всадника показан островерхий головной убор (шлем-?) с шишковидным навершием и ободом в основании. По данным фольклора, угорские богатыри-предки отличались от простых людей не только физической силой и телесной мощью, а и соответствующим вооружением, в котором важнейшее место занимал шлем – знак принадлежности к профессиональным воинам. На лице обозначены нос, рот, глаза и небольшая бородка. Одна рука лежит на шее коня, удерживая поводья и верхнюю часть копья, другая – на спине, удерживая нижний край копья. Ноги выделены рельефом, обуты в сапоги и, вероятно, находятся в стременах. Всадник одет в длинную одежду с открытым воротом, вероятно, длиною по колено. Поверх (?) данной длинной одежды одет пластинчатый доспех, закрывающий туловище по пояс, который также покрывал руки всадника по локоть. С левой стороны к поясу подвешен колчан, расширяющийся в верхней и нижней части. Всадник сидит в седле на коне. Конь изображен в профиль, движущимся по основанию с косыми насечками. У него массивная голова с четко выделенным ухом и большим глазом, две передние ноги и одна задняя, а также волнистый хвост, видимо, заплетенный или завязанный узлом. Из пасти коня к правой руке человека идет повод, на голове четко различимы уздечные ремни. Грива обозначена широкими полосами. На спине коня под седлом обозначен чепрак. Ремни конской сбруи покрыты насечками, очевидно, изображающими набор металлических накладок.

По отдельным признакам подвеска из погребения № 461 соотносится с кругом подобных подвесок-всадников, иконография которых начала формироваться еще на рубеже раннего железного века и средневековья на обширных территориях от Западной Сибири до Среднего Предуралья, в пределах средневекового «угорского мира» [Белавин, Крыласова¸ 2010, с. 87–88]. Их сближают оформление головы всадника с надетым на нее шлемом с округлым набалдашником, проработка лица, положение рук всадника и, наконец, наличие планки-основания, на котором стоит конь. С другой стороны, подвеска выделяется своими размерами – учитывая, что в среднем такие подвески имели размеры от 4 х 3 до 7,5 х 5,3 см, она почти в 2 раза крупнее. Всадник повернут в противоположную (чем на остальных подвесках) сторону, посадка на коня традиционная, отличается иконография коня. Самое главное отличие заключается в детализации изображения. Если на прочих подвесках лишь иногда показана уздечка, то здесь представлено полное конское снаряжение. У всадника кроме обычного для таких изображений шлема показаны одежда и доспех, а также вооружение – копье и колчан.

Отличия между всадниками Пермского Предуралья и всадником из погребения № 461 наблюдаются не только в иконографии и размерах подвесок, но и в химико-технологических характеристиках. Подвеска изготовлена с помощью литья с восковым посредником. Отдельные элементы в костюме всадника, вооружении и фигуре коня дорабатывались уже после литья. Ю.А. Подосёновой, старшим научным сотрудником ПФИЦ УрО РАН, был сделан анализ химического состава металла, выполненный для лицевой и изнаночной сторон подвески, который показал практически одинаковые значения основных компонентов сплава: изделие выполнено из сплава с высоким содержанием серебра, легированного латунью (Ag-Cu-Pb-Zn) (табл. 2).

По манере изображения указанных деталей рассматриваемая подвеска находит много общего с подвесками-всадниками сросткинской культуры второй половины VIII – первой половины XI вв. в пределах Лесостепного Алтая (рис. 5). Сходство прослеживается в направлении движения (в правую геральдическую сторону), в иконографии изображения коня (мощные ноги, волнистый хвост, 3 ноги коня – две спереди и одна сзади, в то время как на подвесках Пермского Предуралья изображены все 4 ноги), в посадке всадника на коне (голова и верхняя часть тела развернуты в полупрофиль, а нижняя часть туловища и нога – в профиль), в наличии копья (на подвесках Пермского Предуралья его изображения никогда не было) и пластинчатого доспеха, в аналогичном способе литья. Однако вместо меча (сабли) на нашем экземпляре на левом боку всадника расположен колчан, отсутствует щит за спиной, у сросткинских всадников отсутствует основание, по которому идет конь, они значительно меньше по размерам и изготовлены из медно-оловянно-свинцового сплава [Горбунов, Тишкин, 2019, с. 183].

Любопытно, что сочетание «венгерского» и алтайского (сросткинского) компонентов прослеживается в ряде могильников на территории Челябинской области (Уелги, Актюба), но, как отмечают исследователи, характер этого взаимодействия пока не ясен (см. статью С.Г. Боталова и др. в настоящем сборнике).

Определенные параллели можно провести между рассматриваемым всадником и изображениями на серебряных блюдах из гипотетического Урало-венгерского центра IX–X вв. (напр., рис. 6). Они имеют схожие черты с торевтикой венгерских мастеров, но по сюжетам, композиции декора и художественным особенностям отличаются от «венгерской классики». Венгерские археологи отмечают сходство орнаментации деталей вооружения и конской сбруи с венгерскими изделиями [Федорова, 2003, с. 16–17]. Здесь можно отметить не только подобное вооружение и конское снаряжение, но и посадку всадника, положение его рук. К числу подобных изделий можно отнести и медальон с изображением всадника, обнаруженный в погребении № 249 Рождественского могильника, датируемом XI в. [Крыласова, 2014, рис. 320], хотя это изображение не такое детализированное (рис. 7).

Всадник из погребения 468. Отливка плоская односторонняя шириной 4,5 см (от носа до хвоста коня) высотой 3,2 см (от головы всадника до основания). На подвеске изображён конь, движущийся в левую геральдическую сторону, и всадник в фас, сидящий боком, перекинув ноги на одну сторону. Такой способ посадки считается женским, «амазонским», он крайне неудобен, особенно в бою. Сомнительно, что средневековые всадники-воины действительно так сидели на коне. Вероятно, подобная манера изображения всадника была вызвана необходимостью показать «целого» человека [Белавин, Крыласова¸ 2010, с. 84]. Качество проработки подвески слабое – присутствует лишь незначительная штриховка, показывающая гриву коня. Голова всадника округлая, не покрыта головным убором. На лице обозначены нос, рот, глаза. Одна рука лежит на шее коня, другая – на спине. Ноги выделены рельефом. Конь движется по неорнаментированному основанию.

Данная подвеска, в отличие от описанной выше, изготовлена с помощью литья по оттиску готового изделия в двучастной односторонней пластичной форме. Доработка поверхности изделия не производилась. Так же, как и в предыдущем изделии, анализ химического состава металла, выполненный для лицевой и изнаночной сторон подвески, показал практически одинаковые значения основных компонентов сплава: изделие выполнено из сплава с высоким содержанием серебра, возможно, легированного бронзой (Ag-Cu-Pb, табл. 2).

По мнению Л.А. Голубевой, родиной таких подвесок являлось Прикамье [Голубева, 1979, с. 41–42]. Действительно, подвески X–XI вв. с полностью сформированным канонизированным изображением получили наибольшее распространение на территории Среднего Предуралья: в Удмуртии и Пермском крае. В Пермском Предуралье подвески-всадники найдены на Баяновском могильнике (раскопки А.В. Данича), Рождественском могильнике [Белавин, Крыласова, 2008, рис. 198/17], Вакинском селище, Загарском могильнике [Кулябина, 2013, с. 136–137, № 247–249], Купросском городище, Кыласовом (Анюшкар) городище. В Удмуртском Предуралье – на городищах Дондыкар, Иднакар, Качкашурском, Варнинском могильниках [Иванов, 1998, рис. 56/1–7]. Но исследования в Западной Сибири показали, что такие изделия широко представлены и в Приобье, причем, наиболее ранние их варианты. Известны подобные находки на территории Волжской Булгарии и в Поветлужье. Третий район, отмеченный в работах ряда исследователей – Приладожье и Прионежье. Отдельные находки встречены на восточной окраине Ижорской возвышенности и в бассейне Северной Двины [Белавин, Крыласова, 2010, с. 86; Никитина, 2002; Рябинин, 1981, табл.XI/6; Угорское наследие, 1994, № 73, 157; Карачаров, 1993, рис. 3/14; Голубева, 1979, с. 42; Казаков, 1992, рис. 95/36; Лещинская, 1995, рис. 21/27].

Среди исследователей существует мнение о том, что культ коня, а вместе с ним и культ всадника, сформировались в районах уральской лесостепи, где в ходе взаимодействия разноэтничного населения происходило становление угорского ядра воинов-коневодов, откуда группы мигрантов принесли его в лесные районы Предуралья и Зауралья [Викторова, 2008, с. 107]. Тот факт, что предметы с всадническим сюжетом выстраиваются в непрерывную эволюционную линию: литые фигурки – бляхи с «сокольничим» – этнографические жертвенные покрывала обских угров, может свидетельствовать о том, что уже в эпоху средневековья началось становление культа Небесного всадника [Белавин, Крыласова, 2010, с. 87–88] – Мир-Сусне-Хума (хантыйский Эква-Пыргись (Кан-ики, Орт-ики), общеугорский Alwali (Alwa)) – народного заступника, посредника между людьми, богами и духами [Гемуев, 2003, с. 92]. Особое значение образ всадника приобрел в IX–XI вв., когда, как показывают материалы прикамских и западносибирских могильников, в угорском обществе возникла прослойка воинов, чьи погребения сопровождаются деталями конского снаряжения, саблями, копьями, боевыми топорами и иным вооружением. Особый статус погребенных подчеркивается наличием серебряных погребальных масок, наборных поясов, удил и иных знаковых предметов, среди которых были и нагрудные подвески-всадники [Белавин, Крыласова, 2010, с. 86].

Особого внимания, безусловно, заслуживает находка всадника из погребения № 461, которая может использоваться как достоверный изобразительный источник для изучения средневекового вооружения и конского снаряжения.

https://vk.com/doc191837136_686239662?hash=kdeu7qIFeRjtRCwzsXyfd1bI9HrccJEfw5cZjhajeJP

Ответить
25 Ответов
Ратоборец
Записей: 1291
Админ
Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 12 месяцев назад

Ну и неделька выдалась... 

Прошу прощения, но времени было только на то, чтобы мельком с телефона Фиалку поглядывать, на хоть сколько-нибудь вдумчивые комментарии уже ни времени, ни сил не хватало.

По статье.

Для меня эта тема интересна только в в плане нё отношения к теме "дружинников-рыцарей" и вообще формирования культуры воина-всадника. Если по Западной Европе этот вопрос разобран по косточкам (что не мешает до сих пор по нему ломать десятки, если не сотни копий в день), то по Восточной Европе и, тем более, "ультравосточной", к каковой можно отнести Пермский край, материала очень мало.

Меня в связи с прочтением статьи посетила следующая мысль. 

В статье написано, что

Запись от: Sergey M

Особое значение образ всадника приобрел в IX–XI вв

Возник вопрос: какие именно условия способствовали возникновению и закреплению культа всадника именно в это время, почему он не мог возникнуть (не прослеживается) в более ранние периоды?

 

Ответить
15 Ответов
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Возник вопрос: какие именно условия способствовали возникновению и закреплению культа всадника именно в это время, почему он не мог возникнуть (не прослеживается) в более ранние периоды?

Вероятно основной причиной (или одной из основных) был переход на очередной этап общественно-экономического развития, что раньше называлось периодом "военной демократии" (сейчас этот термин считается неудачным), когда начинается уже период разложение родового общества с появлением воинской прослойки:

Особое значение образ всадника приобрел в IX–XI вв., когда, как показывают материалы прикамских и западносибирских могильников, в угорском обществе возникла прослойка воинов, чьи погребения сопровождаются деталями конского снаряжения, саблями, копьями, боевыми топорами и иным вооружением.

В данном регионе видимо такая прослойка в силу ряда причин формировалась как всадническая.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Запись от: Sergey M

переход на очередной этап общественно-экономического развития

Это понятно.

Но, например, у скандинавов такой переход вовсе не породил появления конницы. Ладно, у них были драккары, которые, в определенной степени заменяли коней, в ментальном плане являясь отличительным признаком военной знати.

Но вот возьмем, например, Новгород. Новгородцы еще в XIII в. предпочитали сражаться пешими и уж точно ни о каком "культе всадника" до этого времени речи не идет. Степень общественно-экономического развития Новгорода была, как мне кажется, достаточной для того, чтобы уже к X в. сформировать подобный культ, однако увы.

Понятно, что легче такому культу сформироваться в степной или лесо-степной зоне. Там он и формировался, в общем-то. В таёжной, где лошади сами по себе не водятся, да и ездить на них по лесу без дорог непросто, как непросто и прокормить. Но тогда каким образом этот культ начал формироваться (речь идет немного немало о Х в.) в удаленном от всех очагов цивилизации сугубо лесном краю? По моему мнению для этого нужно не просто определенный уровень развития, но этот уровень развития должен быть выше, чем необходимый для возникновения таких культов в иных климатических зонах. Я имею в виду, что для появления конницы в регионе, где кони сами по себе не водятся и даже не заходят, для их обслуживания требуется целая инфраструктура: оседлое население, развитое сельское хозяйство, дороги, товарно-денежный обмен (соответственно, деньги), а, значит, города. В Западной Европе все это было давно, со времен Рима, на Руси только начало появляться, но в Приуралье мы этого не видим от слова "совсем", и, тем не менее, "культ всадника".

Вот это меня, собственно, и заинтересовало. 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Понятно, что легче такому культу сформироваться в степной или лесо-степной зоне.

В статье утверждается:

По мнению Л.А. Голубевой, родиной таких подвесок являлось Прикамье [Голубева, 1979, с. 41–42]. Действительно, подвески X–XI вв. с полностью сформированным канонизированным изображением получили наибольшее распространение на территории Среднего Предуралья: в Удмуртии и Пермском крае.

 и далее:

Среди исследователей существует мнение о том, что культ коня, а вместе с ним и культ всадника, сформировались в районах уральской лесостепи, где в ходе взаимодействия разноэтничного населения происходило становление угорского ядра воинов-коневодов, откуда группы мигрантов принесли его в лесные районы Предуралья и Зауралья

Почему собственно нет?

не думаю, что лесные районы Предуралья  и Зауралья настолько непроходимы.

Вероятно, речь идет о формирование подобного культа среди дружинной верхушки, вряд ли многочисленной.

P.S. Обращает внимание, что изображение довольно детально проработано: шлем, доспех, копье, колчан, стремена, ну и как "вишенка на торте" - наш любимый "хват копья" - предмет многолетних баталий. Bomb  

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Возник вопрос: а рядом с могильником есть какое-нибудь городище? И вообще в этом регионе есть обнаруженные и исследованные городища? И если есть, то сколько, каких размеров?

Я просто как-то с трудом могу себе представить конный отряд без города, распаханных вокруг этого города полей, постоянно действующего торга и проторенных дорог до ближайших сёл и деревень. Если всего этого нет, то нафига нужна, собственно, и конная дружина, которую содержать ой как недешево (одна лошадь жрет как десять человек, лучше "на те же деньги" завербовать мало не целый отряд). В случае необходимости проще посадить людей в лодки и отправить куда надо, тем более, что все населенные пункты в то время были привязаны к воде, а реки, собственно, и являлись основными дорогами.

Однако, то что лошади в тех местах были и то, что они использовались в военных целях, тоже очевидно. Видимо, вопрос в количестве этих самых боевых лошадей, ну и всадников, соответственно. Я склонен полагать, что количество боевых коней было минимальным, настолько минимальным, что боевой ценности они не имели, а были именно что показателем статуса их владельца. 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Возник вопрос: а рядом с могильником есть какое-нибудь городище? И вообще в этом регионе есть обнаруженные и исследованные городища?

Насчет данного могильника не скажу, а так - да: городища есть и их много. В студенческие годы я даже "копал" такое и было это на границе с Пермским краем. Одно из самых известных в Удмуртии - городище Иднокар, про него можно почитать в интернете, много информации.

Размера они большей частью стандартного - городищенского: соток 6-10.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Почитал про это городище. С одной стороны да - нифига не маленькое, 4 га, развивалось, расширялось, видимо, было разрушено монголами и пришло в упадок. Однако, и тут мы видим только торгово-ремесленный, но не военно-административный центр.

У меня в голове вертится мысль и я её думаю.

Вот есть подвеска. Красивая. Большая. Тяжелая. Причем не одна, а много, в разной степени похожих, распределенных по широкому ареалу.

Что это вообще такое? Украшение? Не исключено. 

А почему бы этой подвеске не быть чем-то, типа удостоверения личности для осуществления каких-то властных полномочий в удаленных регионах? Аналог монгольской пайцзы, например? Помнится мне, нечто похожее было найдено и во Пскове - т.н. "Псковская тамга" - подвеска, где на одной стороне изображен сокол с крестом на голове, а на второй - двузубец Рюриковичей и что-то типа ключа.

image005

Одна из возможных интерпретаций этой подвески то, что это нечто типа верительной грамоты, где сокол - личный знак её носителя, двузубец - личный знак того, кто эту "грамоту" выдал, а ключ - сфера полномочий носителя, например, "княжеский ключник".

Эта версия могла бы многое объяснить, например, единичность находок по локациям (наместник в конкретной области должен быть один), широкий ареал распространения (областей много) и отсутствие места, где такие находки кучковались бы плотно, что говорило бы об их серийном производстве.

А так все понятно - подвески изготавливались единично по спецзаказу и тут же вручались уполномоченному лицу перед отъездом в какое-нибудь захолустье. А в то, что, например, у властителя Волжской Булгарии мог быть эмблемой-гербом всадник с копьем, я готов поверить. Во всяком случае, такое предположение куда более вероятно, чем культ всадника в глухой тайге.

 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Почитал про это городище. С одной стороны да - нифига не маленькое, 4 га, развивалось, расширялось, видимо, было разрушено монголами и пришло в упадок. Однако, и тут мы видим только торгово-ремесленный, но не военно-административный центр.

Похоже они там, как и на нашей Черной горе, производством сыродутного железа занимались.

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

А почему бы этой подвеске не быть чем-то, типа удостоверения личности для осуществления каких-то властных полномочий в удаленных регионах? Аналог монгольской пайцзы, например?

Что-то я сомневаюсь: чтобы это было аналогом монгольской пайцзы, нужно допустить политическую власть на такие большие территории, а этого явно не было, чай не монгольская империя.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Булгария не империя, конечно, но подати, я думаю, с окрестных народов взимала исправно. Почему бы с этой целью не посылать людей в удаленные уголки не просто с дружиной, а ещё и со "служебным удостоверением"? 

Понятно, что это так, в порядке бреда, но мне кажется, что версия культа всадника там, куда этим всадникам не только не пробраться, но и где им делать, по большому счёту, нечего,  ещё более уязвима для критики. 

 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Булгария не империя, конечно, но подати, я думаю, с окрестных народов взимала исправно. Почему бы с этой целью не посылать людей в удаленные уголки не просто с дружиной, а ещё и со "служебным удостоверением"?

Как версия вполне имеет место быть, но нужно ее чем-то подкрепить.

куда этим всадникам не только не пробраться, но и где им делать, по большому счёту, нечего, ещё более уязвима для критики.

Не знаю - насчет не пробраться, помниться читал статью об одном из могильников на территории Удмуртии по поводу найденного там оружия: выделяются захоронения группы явно пришлого населения, причем с оружием и исключительно мужского.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Не факт, что пробирались на конях - водой удобнее. Высадились, организовали базу, дальше по ближайшим деревням пешком, сгрузили добычу, сели в лодки и домой. Или дальше. 

А для лошадей нужны дороги. Или открытые ландшафты. Если их нет, то лошади становятся обузой. 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Не факт, что пробирались на конях

Вероятнее всего, это все же были кочевники: в Удмуртию они вполне нормально приникали, тех же находок скифского периода на территории Удмуртии вполне достаточно

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Удмуртия, я так понимаю, как раз на границе лесной и лесостепной зоны. 

И, да - отдельные экспедиции кончиков в леса, думаю, возможны. На небольшую глубину, набегами - почему бы и нет? 

Но вот то, чьо они там жили и при этом культивировали боевых коней для меня сомнительно. 

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Удмуртия, я так понимаю, как раз на границе лесной и лесостепной зоны.

Так и Пермская область по крайней мере частично тоже. Пермь не сильно севернее Ижевска, а граничит Пермская область с юга - с Башкирией, где кочевники еще относительно недавно жили.

Ответить
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Я просто как-то с трудом могу себе представить конный отряд без города, распаханных вокруг этого города полей, постоянно действующего торга и проторенных дорог до ближайших сёл и деревень

В связи с этим меня давно мучает один вопрос, на который я пока не нашел ответ: вот сейчас самой ранней славянской культурой считается Киевская культура (ну или протославянской), которая по довольно многочисленным находкам шпор определяется как "всадническая". Но подобной "всаднической" культуры мы особо не видим в последующих славянских культурах: Пеньковской, Колочинской, а Пражско-Корчагская вообще крайне бедная.

И непонятно лично мне каким образом произошла подобная деградация, если это была конечно деградация.

Опять же - перегородчатые эмали высокого качества. Ну о каких городах в эпоху Киевской культуры может идти речь? стандартные родовые городища.

 

Ответить
Sergey M
Записей: 1397
Зарегистрированный Доверенный
Создатель темы
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 11 месяцев назад

но в Приуралье мы этого не видим от слова "совсем", и, тем не менее, "культ всадника".

Затрудняюсь сказать, слабо знаком с историей данного региона. Наверное все же влияние соседей-кочевников.

Но ведь Приуралье оно очень разное, значительная часть его это лесостепи. Даже северная Удмуртия очень сильно отличается от южной Удмуртии: на севере - леса, а на юге - уже практически лесостепь, дубравы и т.п.

Ответить
Ратоборец
Записей: 1291
Админ
Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 12 месяцев назад

Могильник Бояново расположен еще севернее северной Удмуртии. Судя по карте, там и сейчас сплошная тайга на сотни километров, жизнь теплится только вдоль рек.

Ответить
2 Ответов
Sergey M
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1397

Могильник Бояново расположен еще севернее северной Удмуртии. Судя по карте, там и сейчас сплошная тайга на сотни километров, жизнь теплится только вдоль рек.

Там еще и такие регионы фигурируют:

Третий район, отмеченный в работах ряда исследователей – Приладожье и Прионежье. Отдельные находки встречены на восточной окраине Ижорской возвышенности и в бассейне Северной Двины

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Приладожье и Прионежье - тоже глухая тайга, но там хотя бы проходил Волжский путь - хоть какая-то цивилизация, пусть и весьма условная. 

Думаю, что интерпретация таких находок нуждается в некоторой корректировке. Не "культ всадника", а что-то типа "лошадь - роскошь, а не средство передвижения".

В 90-е браткам клали в гробы ключи от "мерседесов", но на разборки братва ездила на "жигулях". 

Что-то типа этого могло быть и в данном случае: наличие лошади в инвентаре конкретного человека - признак статуса, поскольку такая игрушка практической пользы не приносит, разве что с высоты лошади командовать в бою удобнее (поле боя лучше видно) и управлять дружиной - тебя лучше видят твои воины. О системном применении кавалерии, как организованной силы, или существовании некоего сословия воинов-кавалеристов, также как и о "культе всадника", я думаю, применительно к этому времени и к этому региону говорить нельзя.

Ответить
A&A
Записей: 1675
 A&A
Зарегистрированный Доверенный
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 11 месяцев назад

Запись от: Ратоборец

там и сейчас сплошная тайга на сотни километров, жизнь теплится только вдоль рек.

Расхожее мнение. Этот вопрос можно адресовать Сергею, но на сколько я читал, деревьев старше 200 лет в тайге нет. Что сейчас скрывается под лесным покровом ХЗ? 

По крайней мере,  по средневековым картам,там вполне себе жизнь 

 

Ответить
4 Ответов
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Те данные по палеогеографии, что у нас имеются (в основном, по Волго-Окскому междуречью) говорят о том, что количество лесов неуклонно сокращается. По нескольким причинам, основные из которых - расчистка земель под сельхозугодия и потепление, в связи с которым леса отступают на север, уступая место лесостепным и степным ландшафтам. Сергей, наверное, скажет точнее, но предполагать, что в IX - XI вв. на территории нынешнего Пермского края была хотя бы лесостепь, мне кажется совсем уж смело. 

Ответить
A&A
 A&A
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1675

Один из доводов антимонгол, там леса дремучие и по этому их там не было. А может и не было тогда тайги.
Как нам говорят учёные- уголь это преобразования древесина. А где его залежи сейчас? Там и леса практически нет.

Ответить
Ратоборец
Админ
Присоединился: 12 месяцев назад

Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1291

Саша, залежи каменного угля формировались миллионы лет назад, во времена теплого и влажного климата. В школе нас учили, если я правильно помню, что промежуточная стадия между живыми растениями (не обязательно деревьями) и каменным углем - торф. Наличие торфа в тайге ты отрицать не будешь? В большинстве болот его полно. Просто он еще "не дозрел".

Ответить
A&A
 A&A
Зарегистрированный Доверенный
Присоединился: 11 месяцев назад

Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Записей: 1675

Торф не образуются из древесных пород. Но уголь из него может образовываться 

Ответить
Поделиться:

Форма обратной связи

Эта форма обратной связи дает возможность связаться непосредственно с руководством форума.

Пожалуйста, четко формулируйте Ваше послание, чтобы оно не осталось без ответа.
Доступные расширения (xls | doc | docx | pdf | jpg | png) остальные форматы могут быть проигнорированы.

Правила форума

Часть первая. Общие положения
Веб-сайт https://fialcogol.ru/ (проект ФИАЛКА или Философско-Историческая Ассоциация Любителей Крепкого Алкоголя) зарегистрирован на территории Российской Федерации и подчиняется её законам. Иными словами – всё, что запрещено на территории Российской Федерации, запрещено и на проекте ФИАЛКА. Подробнее о запретах можно узнать в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других законодательных актах.
С целью защиты персональных данных пользователей, проект ФИАЛКА использует политику безопасности, основные положения которой изложены в специальном разделе проекта. С ними можно познакомиться, «спустившись» по любой странице сайта до конца в самый низ.
Целями создания настоящего проекта являются исключительно саморазвитие его участников, просвещение и развлечение. Проект не преследует каких-либо политические или коммерческие цели.
Используя электронное пространство проекта ФИАЛКА, его участники, тем самым выражают своё действительное согласие как с настоящими правилами, так и с политикой безопасности проекта.
Правила ресурса постоянно меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств и потребностей ресурса, как их видит администратор, с учетом, естественно, пожелания пользователей. При этом, в отличие от либерального законодательства буржуазных стран (в том числе и Российской Федерации) изменения в правилах по усмотрению администратора могут иметь и обратную силу, то есть распространяться на события и происшествия, имевшие место ДО их принятия.

Часть вторая. Электронное пространство проекта ФИАЛКА
Электронное пространство проекта ФИАЛКА разделено на три категории – Исторический Зал, Философская Беседка и технический раздел «Как пользоваться форумом».
Исторический Зал и Философская Беседка в свою очередь разделены на форумы и подфорумы, в которых публикуются и обсуждаются соответствующие темы.
Материалы, выходящие в Историческом Зале или Философской Беседке проходят премодерацию.
Форум «Курилка» в категории «Философская Беседка» доступен для ознакомления только участникам проекта.
В форуме «Курилка» разрешена обсценная лексика, если она не используется в грубой форме или не преследует цели оскорбить кого-либо, в том числе конкретных лиц, не являющихся участниками проекта, а также размещение визуального контента эротического содержания, при отсутствии признаков порнографии.

Часть третья. Участники
Все зарегистрированные участники проекта ФИАЛКА, в зависимости от своих заслуг перед проектом, делятся на три категории: Посвященные, Доверенные и Заслуженные.
Принадлежность к определенной категории определяется званием участника, которое, в свою очередь, определяется его личным рейтингом, зависящим от активности его участия в проекте.
Перевод участника из категории в категорию может также производиться администрацией в случае особых заслуг участника перед проектом или нарушения им настоящих Правил.
Посвященные участники могут знакомиться с любыми материалами проекта, но оставлять комментарии и публиковать свои материалы могут только в Историческом Зале. Посвященные участники не имеют права давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Доверенные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы в любых его разделах. Доверенные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Заслуженные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы во любых его разделах без премодерации. Заслуженные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.

Часть четвертая. Правила приема в Сообщество
Лицо, желающее стать участником проекта ФИАЛКА, должно обзавестись поручителем из числа действующих участников проекта, состоящих в категории «Доверенный» или «Заслуженный», после чего должно оставить заявку на вступление в проект по соответствующей форме, размещенной на проекте.
Форма заявки включает в себя следующую информацию:
- никнейм кандидата – имя, под которым он будет отображаться на проекте
- логин кандидата – имя, под которым он будет заходить на проект
- пароль, открывающий доступ к аккаунту на проекте
- адрес электронной почты кандидата
- сведения об ознакомленности и согласии кандидата с настоящими правилами политикой безопасности проекта.
- никнейм поручителя
Администрация, удостоверившись в подлинности рекомендации, вносит кандидата в базу проекта и регистрирует его, после чего кандидат становится участником проекта в категории «Посвященный».
Рекомендатель участника проекта указывается в его профиле. У участников, вступивших в проект до апреля 2024 г. рекомендателем считается проект ФИАЛКА.
Рекомендатель несет ответственность за рекомендованного им кандидата в объеме до половины от той ответственности, которой подвергнется рекомендованный, в случае нарушения последним правил проекта.
Администрация вправе по собственному усмотрению прекращать и возобновлять процедуру регистрации кандидатов на вступление в проект.

Часть пятая. Правила поведения на проекте
Инструментом для достижения целей проекта является общение его участников между собой.
Общение подразумевает взаимное уважение и доброжелательность, поэтому запрещаются:
- мат и сквернословие, за исключением форума «Курилка».
- сознательное провоцирование участников проекта на грубость или иное нарушение правил проекта, совершаемое повторно и целенаправленно в отношении одного или нескольких участников.
- любое разглашение личных данных участников проекта, если эти личные данные не изложены в профиле этого участника. Это правило относится также к сведениям, изложенным самим участником проекта в комментариях, но не внесенных им в свой профиль.
- размещение рекламы, ссылок на коммерческие ресурсы без согласования с администрацией проекта
- умышленное, систематическое и целенаправленное наполнение тем комментариями, не имеющими непосредственного отношения к теме публикации
- создание тем, не соответствующих целям проекта
- умышленное искажение русского языка путем заведомо неправильного написания отдельных слов или предложений
- публикация тем или комментариев на иностранных языках без последующего перевода.
- иные действия, противоречащие духу проекта или препятствующие достижению им его основных целей.
Указанные нарушения считаются легкими.
Мат, сквернословие или иные оскорбления и угрозы в адрес как участников проекта, так и иных лиц, публичных или не публичных, различных социальных или этнических групп, либо легкое нарушение повторно – считаются тяжкими нарушениями.
Категорически запрещаются любые действия, нарушающие действующие законы Российской Федерации, в том числе: проявление экстремизма, призывы к насильственным действиям в отношении конкретных лиц, публичных, или непубличных, а также социальных или этнических групп, пропаганда ЛГБТ или порнография, либо тяжкое нарушение повторно или совершенное с особым цинизмом – считаются особо тяжкими нарушениями.
На проекте поощряются:
- тактичность, вежливость и доброжелательность по отношению к участникам проекта. Культура общения – одна из наиболее сильных и привлекательных сторон проекта ФИАЛКА, сохраним её и впредь.
- вдумчивые и информативные комментарии в рамках темы, заданной первоначальной публикацией.
- создание и публикование тем, соответствующих целям проекта, помогающим его развитию и росту.
- внимательное и трепетное отношение к грамматике русского языка.

Часть шестая. Наказания и поощрения
Наказания за нарушения правил проекта выносятся администрацией в случае обнаружения таких нарушений в отношении лица, допустившего эти нарушения, а также в отношении его поручителя.
Легкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке на срок до одного месяца.
Тяжкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке до трех месяцев плюс запрет на комментарии в Историческом Зале на срок до месяца, либо вечный бан.
Особо тяжкие нарушения: вечный бан.
Наказание может быть смягчено с учетом личности нарушителя и его заслуг перед проектом.
Наказание рекомендателя за нарушения, совершенные рекомендованным может составлять до половины от объема наказания, назначенного нарушителю. В случае, если рекомендованный получил вечный бан, наказание рекомендателю определяется индивидуально.
Назначенное наказание обжалованию не подлежит. Просьбы о помиловании или смягчении наказания, в том числе от третьих лиц, принимаются и рассматриваются только в особом негласном порядке.
В качестве поощрений на проекте используется внеочередной перевод участника в категорию «Доверенный» или «Заслуженный». Возможны и другие формы поощрения, которые будут определяться индивидуально.

Часть седьмая. Правила публикации новых тем
При публикации новой темы её автор должен указывать автора текста, источник из которого текст взят и источник, из которого взяты фотографии и иные изображения, присутствующие в тексте темы. Если автор темы является и автором текста, фотографий или иных изображений, присутствующих в теме, то он должен указать это.
Публикация тем без авторского текста нежелательна и допускается в исключительных случаях по усмотрению администратора. Авторский текст должен содержать оценку предоставленного материала и делать акценты на тех его аспектах, которые автор хотел предложить для обсуждения.
Материалы, не соответствующие этим требованиям, будут возвращаться на доработку или удаляться.

Заключительные положения
В случае возникновения «пограничной» ситуации, которая может быть истолкована по-разному, администрация проекта принимает решение, исходя из своих внутренних убеждений и собственного видения сложившейся ситуации.
Администратор при принятии каких-либо решений, может быть неправ, но так как он сам себе судья, обжаловать его действия Вы можете только ему. А это дело хлопотное и требует серьезной аргументации. В любом случае, Вам гарантируется, что ваша аргументированная жалоба будет рассмотрена и по ней будет вынесено аргументированное же решение, которое будет немедленно доведено до автора жалобы.
О планирующихся изменениях в правилах пользователи будут информироваться в соответствующем разделе ресурса для проведения необходимых консультаций и обсуждений. Все мнения, высказанные в ходе такого обсуждения, будут учтены администрацией проекта при принятии окончательного решения о внесении изменений в действующие правила.