Да, именно так, хоть и в шутку её называли в XIX веке.
Немного предистории.
В Питере есть вокзалы: Московский, Витебский, Финлянский, Балтийский. Был Варшавский (закрыт в 2001 г.), ну и современный Ладожский, но он не в счёт, новый и не указывает направление движения поездов. Правда были ещё и Охтинский и Приморский, но их закрыли в 20-х годах XX века.
Это рассказ про строительство Балтийской железной дороги, а оканчивалась она как раз Балтийским вокзалом.
И не все знают, почему вокзал и дорога названы Балтийскими.
Мы знаем, что первая железная дорога общественного пользования была построена в Англии в 1825 г.
В России первой жезной дорогой общественного пользования стала Царскосельская, построеная под руководством Ф.Гестнера в 1837 г.
Значение жезнодорожного транспорта в РИ понимали, но отношение к нему было какое-то настороженное.
В Европе, Америке жезнодорожные дороги строились и очень успешно.
Второй, уже не пригородной, железной дорогой в Российской Империи стала Варшава - Венская дорога, а точнее участок от Варшавы и до границы . 1848 год.
Далее была построена Николаевская ж/дорога, С-Пб - Москва.1851 год.
История строительства её хорошо описана.
Тяжёлые условия труда, низкая зарплата. Строители это в основном крепостные. Всем известно стихотворение Н.Некрасова "Железная дорога "
Строилась дорога 8 долгих лет.
Другая история строительства Балтийской железной дороги.
Но всё по порядоку.
Ревель, с XIII века, постоянно в орбите российской политики. Это и Ганзейский город, противостояние с Орденом, Ливонские войны, ну и наконец Северная война.
Включив в состав Империи Эстляндию, Пётр I , лично выбирает место для строительства базы ВМФ на Балтике и это Рóгервик (Rågervik швед.), Балтийский порт, позднее Бáлтиски ,а сейчас Пáлдиски. После смерти Петра, строительство крепости и порта, приостановили.
Как это не звучало бы парадоксально, но Пётр, решив проблему со шведами, обрек Ревель на роль провинциального города РИ.
Жители города, осознав участь Ревеля, не смерились и стали искать, как исправить ситуацию. Все понимали, что нужна транспортная артерия, которая свяжет город с центром государства. Выдвигался проект - прорыть канал от Ревеля до Чудского озера.
К середине XIX века, все поняли, что только железная дорога всё исправит.
В 1845 г. бароном фон Штиглицем, был предложен проект дороги от С-Пб до Нарвы, но он был отклонён.
Барон не успокоиться и на свои кровные строит дорогу до Петергофа. Проект оказался успешным и дорога продлена до Ораниенбаума.
В 1863 г. в С-Пб приезжает Александр фон Курсель, как представитель эстляндского дворянства, с проектом строительства дороги. Проект отклонён из-за того,что частные инвестроры просили государственные гарантии и 5% компенсации расходов.
В 1865 г. барон повторно "бомбит" МПС новым предложением по финансированию. Проект одобрен, но с условием внесения части необходимой суммы в качестве залога в течении трёх месяцев. Сие оказалось невыполнимым.
В 1866 г. Александр фон дер Пален, глава эстляндского рыцарства, повторно подаёт прошение на получение разрешения строительства. Но добивается разрешение на строительство без гарантий правительства.
Следующий раз (1868 г.)подаёт ходатайство на строительство дороги губернатор прибалтийских губерний Пётр Павлович Альбединский. И в третий раз оно отклоняется. Это было в апреле, а в августе проект Палена одобряется.
Вполне резонно предположить, что этому способствовало удаление Ревеля из списка крепостей.
На этом можно и закончить занудное вступление.
В ноябре 1868 года организовано " Акционерне общество Балтийской железной дороги",логично, что его председателем стал Александра фон дер Палена.
Все изыскательские работы были проведены заранее и строительные работы начались в мае 1869 года одновременно со стороны Гатчины и Ревеля.
Все в Ревеле желали быстрейшего завершения строительства и погода благоволила к ним. Лето 1869 года выдалось засушливым. Работа спорилась!
Если при строительстве Николаевской дороги использовался крепостных, которые работали больше из-за принуждения,то тут была личная заинтересованность каждого рабочего. От желающих устроиться на работу не было отбоя. Около 7000 землекопов, 1000 плотников, 1500 подвод. Всего на стройке трудилось около 10000 человек. В том числе и иностранные специалисты.
Как это разнится с тем,что описал в своё стихотворение Некрасов.
В Ревеле, это основная тема для разговоров. Конциссеонеры желали как можно быстрее дотянуть дорогу до не замерзающего Балтийского порта, который уже окрестили - незамерзающими воротами Санкт-Петербурга.
Они предвкушали прибыли от поставок товара в столицу РИ, в том числе и цитрусовых, а отсюда и народное название "апельсиновая железная дорога".
Обыватели обсуждали шум в городской черте от прохождения составов и как это скажется на их самочувствии.
Другая тема - это неизбежные пожары от искр, которые вылетают из трубы паровоза.
Равнодушных небыло.
Современный вид кафе "Майасмокк" .
Слева, посольство РФ в Эстонии. Ближе к нам, здание жёлтого цвета, бывшая Большая Гильдия, а сейчас здание исторического музея.
Георг Штуде, основатель нынешнего кафе "Майасмокк" подовал мороженное в формах паравозов и вагонов.
Многие заведения подавали "жензнодорожное" вино. В клубах курили "железнодорожные" сигары.
Продавались из замороженного молоке и сливок миниатюрные паровозики.
Строительные работы были закончены в октябре 1870 года.
Схема железных дорог XIX века. Эстляндия.
За 18 месяцев была построено 377 вёрст жезной дороги и плюс вся сопутствующая инфраструктура. Это чуть более 22 километров в месяц.
5 ноября 1870 года на станции Нарва состоялось торжественное открытие Балтийской железной дороги между станциями Балтийский порт (ныне Палдиски) и Гатчина через Ревель, а через пару недель был запущен и участок до Тосно с выходом на Николаевскую железную дорогу.
Путь из Ревеля в СПб сократился от 3-х суток до 11-12 часов.
Надежды сделать Балтийской порт "зимними портовыми воротами" не оправдался, военные не хотели расставаться с удобной во всех отношениях гаванью, а тут ещё такой подарок в виде железной дороги!
Но значение Балтийской дороги для Эстляндии и Ревеля в частности, было огромным. В городе начала развиваться промышленность. Второе дыхание получил Ревельский порт. За десять лет, прошедших с открытия дороги, население Ревеля увеличилось в 3 раза.
Пален, пользуясь своим служебным положением мог бы провести железную дорогу ближе к своему родовому имению Палмсе, но он настаял на строительстве станции Катериненъ, сейчас это Кадрина, что находится между Везенбергом (Раквере ) и Тапс (Тапа).Станция находится в 24 км от Палмсе, но и эта станция,как говорят "выстрелила".
На берегу залива ,в живописном месте расположилась деревушка Вызу. Сосны, песчаный пляж,мелкий заливчик,который позволяет воде летом быстро прогреваться и Вызу становится популярным курортным местом для жителей столиц. Цены на землю бьют все рекорды.
К первой мировой войне в Вызу было построено уже более 120 дач, а также была открыта пассажирская мореходная линия Таллинн-Вызу. Если в царское время основной контингент дачников составляла аристократия из С-Пб и Москвы, а также немецкая знать, то в первые годы республики здесь все больше развивался внутренний туризм. В 1930-е годы, когда после сложных времен число гостей вновь начало расти, между Вызу и Таллинном была открыта регулярная автобусная линия. Вызу стало одним из любимых мест отдыха эстонцев. После Второй мировой войны на базе национализированных участков и дач был создан дом отдыха Вызу. В период работы дома отдыха в Вызу отдыхало более 11 000 человек в год. Для гостей были построены лесной клуб, пляжный клуб, столовая на 250 мест и несколько жилых корпусов. Сейчас многие здания дома отдыха уничтожены или снесены. После восстановления независимости имущество дома отдыха Вызу было возвращено прежним собственникам или приватизировано, и в истории курорта Вызу началась новая эпоха.
Но отдыхающих не прибавилось.
Здание дома отдыха Вызу. Сейчас снесено.
Аналогичная ситуация и с Нарва -Йыэсуу ( до начала XX века Гунгербург).
Здание железнодорожного вокзала Таллинн, начало XX века.
Поезда ходили в СПб через Гатчину (Гатчина Балтийская) и затем через Тосно вызодили на Николаевскую дорогу.
В марте 1872 г. Балтийское общество железной дороги выкупает у А. Штиглица два участка железной дороги Санкт-Петербург —Петергоф - Ораниенбаум и Лигово — Красное Село. И уже к концу 1872 г строится участок Гатчина - Красное Село.
В декабре 1872 года руководство Балтийской железной дороги перебралось из Ревеля в Санкт-Петербург, разместившись на Балтийском (тогда — Петергофском) вокзале города.
Строительство дорог в Эстляндии продолжилось: Тапс - Юрьев, Юрьев - Валга и далее на Ригу и Псков.
Преспективную дорогу Ревель- Гапсаль построили только в 1900 году. Это было уже давольно известное курортное место.
П.И.Чайковский, подтвердил бы, что это прекрасный бальнеологический курорт. Да и другие тоже.
Скамейка Чайковского, Хаапсалу.
В 2004 году часть железнодорожных путей от Хаапсалу до станции Турба разобрали.
Прервав железнодорожное сообщение с Таллинном и лишили возможности таллиннцев выехать на выходной в Хаапсалу,а жителей Хаапсалу дополнительной прибыли . Очень жаль.
Новые времена - новые герои!
P.S. На территории бывшего депо таллинского вокзала, в 1993 г. стихийно возник "блошинный рынок " позднее он трансформировался в уже более цивильный и власти города решили создать в центре города пространство для досуга, как для жителей города, так и гостей.
Вид со стороны Старого города на современное здание вокзала. За ним видна территория рынка Balti Jaama Turg.
Вся территория претерпела изменения. Сейчас тут и рынок, фудкорт, магазины, фитнес и пр.
В соответствии с законом Эстонии, можно купить любой алкоголь, закуску и разместившись на специальных площадках под открытым небом, всё это употреблять.
Сам иногда хожу за 100% итальянской пиццей. Или ризотоо. А с пивом - Birra Moretti, не превзайденный результат.
Но есть ограничения по курению, в т.ч. табака.
A&A
Фото из интернета.