Порой можно встретить мнение, что беотийские шлемы изготавливались из листового металла путем обстукивания на каменных формах. Например тут.
Заявлен бюст из известняка , служивший технологическим приспособлением для изготовление беотийского шлема из листового металла. И фото экземпляра в музее Алларда Пирсона
Такая версия не может не встретить возражения – известняк слишком хрупок, а лист перед формовкой надо греть , что для него также губительно.
Дополнительно смущало, что некоторые подобные изваяния были украшены резьбой – при формовке листа на них рисунок останется с внутренней стороны и не будет никому виден.
Пришло в голову объяснение, что бюст использовался как литейный стержень- с него получаем вогнутую отливку, внутренняя часть которой совпадает с наружной поверхностью бюста и формуем шлем на внутренней части металлической отливки. Такая усложненная версия не нравилась мне самому.
Вспомнив про рельефы в Пергаме, посвященные победе над галатами и обычай эллинов ставить трофеи из доспехов можно еще предположить, что такие бюсты – часть скульптурных композиций знаменующих какие-то победы.
Вновьь к этой теме я вернулся, посетив Лувр
Модель шлема беотийского типа, Египет, 3 в до н.э.
Модель шлема птолемейский, тип А. Египет, 3 в до н.э.
Итак, версию технологической формы для обстукивания можно считать окончательно похороненной - помимо беотийского шлема появился второй, птолемейский тип А (так в легенде ) , который из листа простым обстукиванием по форме не изготовишь , оба изваяния украшены резьбой. Низ скульптур отделан очень грубо – версия с художественным отображением трофеев тоже сильно так себе.
Третий заход на проблему состоялся собственно в музее Алларда Пирсона в Амстердаме.
Модель беотийского шлема, Египет 3 в до н.э с современной моделью кожаного шлема
Модель шлема с гравировкой , Египет 3 в до н.э
Модель нащечника. Египет 3 в до н.э
Хотя модель беотийского шлема теоретически подходит для производства кожаного шлема, остальные экспонаты по мнению сотрудников музея говорят о том, что они скорее всего были выставочными образцами в оружейной мастерской , давая заказчику представление о конечном виде изделия.
Эта разум ная идея, однако, сталкивается с непреодолимыми трудностями при интерпретации этого:
Модель щита с головой Горгоны. Египет 335-250 гг. до н.э.
Данный экземпляр – явно «негатив» готового изделия и при этом в музейном видео указано, что рельеф плохо подходит для тиснения кожи. Итак , снова нужен некий концепт с литьевой формой, по крайней мере именно для этого случая?
Ответа нет ни у меня ни у устроителей музея.