В одной из предыдущих тем уважаемый комрад “Морской Кот” посетовал, что уже давно не был в Петербурге и вряд ли окажется у нас снова. Очень жаль, у нас открылся ряд интересных музеев. В теме “УЧЁБА НА ФИЗТЕХЕ (1972 – 1978)” я написал ему сообщение о реконструкции крыла Главного штаба в интересах Эрмитажа. Но есть и другие интересные новые-старые музеи.
Для тех кто давно не заезжал к нам, но планирует приехать заметка о Музее Железных дорог России.
История музея
22 марта 1974 года. Принято Постановление Президиума Дорпрофсожа и руководства дороги «О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской ж.д.», предписывающее создать на дороге центральный производственный музей.
25 июля 1978 года. Центральный музей Октябрьской железной дороги открыт для посетителей по адресу: Ленинград, Литейный проспект, дом 62.
Первая экспозиция музея рассказывала об истории строительства и эксплуатации Царскосельской и Николаевской железных дорог, об участии железнодорожников в революции и гражданской войне, работе магистрали в первые пятилетки, подвигу железнодорожников в Великой Отечественной войне, а также развитию дороги в послевоенные годы.
В 1980-е годы началась работа по сохранению объектов железнодорожной техники. Вновь создаваемый музей решили разместить на станции Шушары вблизи платформы «Пост 16 км» Витебского хода.
1 августа 1991 года. На станции Шушары под Санкт-Петербургом был открыт первый в России Музей железнодорожной техники - как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.
За 40 лет активной деятельности по сбору и реставрации железнодорожной техники коллекция музея выросла до 180 единиц и качественно преобразилась. Экспонаты доставлялись не только с Октябрьской железной дороги, но и собирались по всей стране, а некоторые прибыли из ближнего и дальнего зарубежья.
2 августа 2001 года. Музей железнодорожной техники - филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги — открыл новую экспозицию на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Вокзал к этому моменту был уже закрыт для движения дальних и пригородных поездов.
Расположение музея в центре города, близость к станциям метрополитена позволили сделать его более доступным для жителей и гостей Санкт-Петербурга и уверенно включить музей железнодорожной техники в число городских достопримечательностей. Посещаемость музея выросла более чем в 6 раз.
2012 Началось строительство объекта «Музей Октябрьской железной дороги» — сегодня «Музей железных дорог России» — на станции Санкт-Петербург-Балтийский.
30 октября 2017 года. Музей железных дорог России торжественно открыт для посетителей. Музей расположился прямо за зданием Балтийского вокзала.
История Балтийского вокзала и Петергофской железной дороги
Железная дорога в царскую резиденцию Петергоф строилась на капитал барона А. Л. Штиглица, вложившего в это предприятие 2 млн. руб. Издержки по строительству он планировал возместить после постройки дороги путем выпуска акций. К сооружению дороги приступили в 1853 г. Сначала работы шли медленно и даже были приостановлены на один год, но после окончания Крымской войны их интенсивность возросла. С 1856 г. к проектированию искусственных сооружений на Петергофской дороге приступил видный инженер-мостовик С. В. Кербебедз. Отметим, что чугун и железо закупалось только у русских «заводчиков»: им даже разрешалось ставить цену на 15% выше, чем у иностранных предприятий. И только в том случае, если отечественные производители не соглашались на сделку, поставка шла из-за границы.
21 июля 1857 г. состоялось открытие Петергофской ж.д. протяженностью 28 километров. Состав из 14 вагонов благополучно доставил 300 пассажиров из столицы до Петергофа за 1 час 10 мин. Управляющим дорогой стал В. И. Бурдо, до этого являвшийся главным производителем работ на ее строительстве.
Движение поездов из СПб осуществлялось с нового, четвертого по счету вокзала в столице (впоследствии назван Балтийским). Построенный по проекту архитектора А. И. Кракау по тупиковой схеме. Он занял участок на Обводном канале по соседству с Варшавским вокзалом площадью около 12 тыс. кв. м; длина его по главному фасаду составила 56,6 м. Фасады здания. Имевшего П-образный план, архитектор решил в стиле ренессанса. Две симметрично размещенные невысокие башни подчеркивали общественную функцию вокзала, акцентируя его объем в пространстве привокзальной площади. Той же цели служили выступающие ризалиты симметричных двухэтажных флигелей. Левый флигель, изолированный от других частей вокзала, предназначался для членов царской фамилии, а в правом находились багажное отделение.
Залы ожидания и кассы для прочих пассажиров. Оба боковых крыла соединялись крытым дебаркадером, вмещающих два рельсовых пути и три платформы. Торцевую стену дебаркадера украшал огромный полукруглый витраж, оформленный на фасаде арочным проемом. Позднее там установили часы фирмы «Павел Буре», существующие и в настоящее время. Вокзал Петергофской дороги в Петербурге был причислен к I классу. Кроме пассажирского здания в СПб, по проектам А. И. Кракау возводились вагонные и локомотивные депо,
дома для служащих и другие сооружения.
Наружные подъезды и подходы к зданию вокзала выполнены в виде двух самостоятельных пандусов с боковыми съездами, позволяющими экипажам въезжать под арочные ризалиты. Пассажиры проходили внутрь через арки-входы.
Особое положение Петергофской ж.д., изначально ориентированной на обслуживание высшей знати, определило нестандартное решение главных пассажирских зданий на ней, выполненных по проекту Н. Л. Бенуа. В 1854 г. он приступил к проектированию вокзала в Петергофе – тогда конечной станции дороги. Бенуа также принадлежат проекты вагонного и локомотивного депо в Петергофе и ряда других станционных зданий на Петергофской дороге.
Появление ж.д. в юго-западных окрестностях Петербурга способствовало превращению небольших поселков в дачные пригороды и места массового паломничества столичной публики. Бега на Красносельском ипподроме, открывшемся в 1861 г. (специально для доставки пассажиров непосредственно к ипподрому была даже выстроена платформа Скачки).
В 1862 г. приступили к сооружению ж.д. ветви Петергоф - Ораниенбаум. С открытием движения по ней в 1864 г. общая длина дороги достигла 45 км.
Петергофская дорога сохраняла свое дачно-пригородное значение до 1872 г.. когда произошло ее присоединение к Балтийской ж.д., которая к этому моменту уже открыла движение на участке Тосно-Гатчина-Балтийский порт (Пальдиски) - Ревель (Таллинн).
История Депо Балтийского вокзала
При разработке проекта круглого депо за основу был взят американский аналог. В депо такого типа паровозы размещались в радиальных отсеках, так называемых «стойлах». В центре здания депо расположен поворотный круг. Несомненными преимуществами круговых депо признавались компактность планировочного решения, свобода в выборе места возведения, защищенность поворотного круга от погодных явлений, экономичность в эксплуатации и обслуживании, как самого здания, так и находившейся в нем техники. Здание депо было возведено в 1870 году по проекту инженера-архитектора Дмитрия Знобишина.
Проект новой площадки железнодорожного музея на торговом дворе Балтийского вокзала разработано ООО «Архитектурное бюро „Студия-44“» по заказу ОАО «РЖД». Этот же творческий коллектив проектировал и реконструкцию крыла Главного штаба для Эрмитажа.
Ссылка на сайт “Студии 44”. Проектные решения и маленький ролик
https://studio44.ru/projects/muzej-zheleznyh-dorog-rossii/
Музей имеет в своем составе открытую площадку, здание кругового депо, новое здание и путевое хозяйство, включая поворотный круг в депо и трансбордер на открытой площади (Трансбордер предназначен для перемещения железнодорожного транспорта с одного пути на другой методом сдвига )
Чем интересен музей.
Во- первых, очень современный принцип представления техники. Есть “вскрытый” паровоз на котором можно увидеть его части и состав механизмов. Можно спуститься в яму и увидеть обычно недоступные взгляду части локомотива.
Во-вторых, Специальные галереи, вынесенные выше подвижного состава дают возможность получить панорамную точку обзора поверх экспозиции.
В-третьих, средства мультимедии с описанием экспонатов. Созданы сценки на перроне около вагонов - пассажиры старого поезда, времен войны итд.
В целом очень интересная и содержательная коллекция, комфортная, удобная и неординарная экспозиция. Всем участникам создания музея удалось воплотить “гения места”, придать комплексу неповторимое обаяние и своеобразие.
Чтобы прост не переписывать интернет прилагаю ссылки с описание экспонатов и массой фото:
https://www.drive2.ru/b/634445423213286483/?ysclid=lri736uk7c789487042