Introduction
Прочитав материал на сайте о фотографических работах нашего соотечественника Сергея Михайловича Прокудин-Горского (слова искренней благодарности уважаемому автору https://fialcogol.ru/community/dvadczatyj-vek/arhiv-fotografij-s-m-prokudina-gorskogo/#post-3062), у меня проснулось желание посмотреть технику, которую он использовал в своей деятельности. Есть несколько конструкций камер позволяющих получить такое изображение, но конкретного ответа у меня не было. Раньше не было, а сейчас есть. Кому интересно узнать этот ответ, прошу за мной.
Откуда есть пошла эта цветная фотография
Метод Прокудин-Горский использовал метод получения цветного изображения на основе цветоделения. Базовый принцип цветоделения и цветной фотографии на его основе был разработан немецким ученым по имени Адольф Мите (нем. Adolf Miethe; 25 апреля 1862, Потсдам, королевство Пруссия 5 мая 1927 Берлин).
Адольф Мите
Мите изучал физику, химию и астрономию в университете Гёттингена, где в 1889 защитил докторскую диссертацию на тему «Фотографическо - астрономическая съемка неподвижных звёзд для актинометрии». Много работал над совершенствованием оптического оборудования, фотохимии и фотографии в целом. В 1887 году, вместе с Йоханессом Гедике, Мите изобретает магниевую фотовспышку.
В 1899 году, Адольф Мите получает место профессора фотохимии, фотографии и спектрального анализа в Императорской Высшей технической школе в Берлине. То есть это был не случайный человек в оптике и фотографии, поэтому ему удалось создать уникальный прибор для цветной фотографии.
В 1901 году А. Мите сконструировал, а в 1903 году представил фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии» («Dreifarbenfotografie nach der Natur»). Камера была изготовлена в оптической мастерской Вильгельма Бермполя и в представлена широкой публике. (Эта мастерская просуществовала до 1956 года выпуская высокопрофессиональные студийные фотокамеры.)
В 1902 году Сергей Михайлович Прокудин-Горского проходил обучение в течение полутора месяцев в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под непосредственным руководством А. Мите. Чуть позже с 1904 года Прокудин-Горский стал использовать усовершенствованным вариантом камеры А. Мите .
Кратко о дальнейшей деятельности Адольфа Мите. В 1908 году он совершил экспедицию в Египет, по итогам которой издал альбом цветных фотографий «Под солнцем Верхнего Египта» («Unter der Sonne Ober-Ägyptens»).
В 1910 году А. Мите участвует в экспедиции на дирижабле на остров Шпицберген и делает первые в мире цветные снимки района Арктики.
В 1914 году в составе одной научной экспедиции (для наблюдения солнечного затмения) А. Мите делал цветные снимки на севере Норвегии.
В начале XX века А. Мите пользовался высоким авторитетом среди европейских специалистов в соответствующих областях. В Российской империи статьи А. Мите регулярно публиковались в журнале «Фотограф-любитель» (до 1909 года) и некоторых других периодических изданиях.
А. Мите оставил после себя большой архив цветных фотографий 1903-1920- годов, однако в сети Интернет к настоящему времени доступна лишь незначительная часть этой коллекции.
Так что же это за зверь - «Dreifarbenfotografie nach der Natur»
Теперь вернемся к оборудованию, которое использовал Прокудин-Горский. В большинстве своих работ он использовал несколько усовершенствованную камеру системы Мите-Бермполя.
Принципы работы камеры
При цветоделения для каждого изображения делаются три черно-белых снимка через цветной светофильтр. Светофильтры применяются красный, зеленый и синий те RGB представление.Негатив оказывается черно-белым, но он сформирован под действием только одного цвета.
Это фотокамера
В камеры Мите-Бермполя в вертикально расположенной кассете помещена стеклянная фотопластинка форматом 8Х24 см. Фотопластинка рассчитана на 3 кадра. Цветные светофильтры находились непосредственно на кассете перед фотопластинкой.
Фотограф должен был сделать последовательно три снимка одной и той же сцены. После каждого снимка кассета перемещалась вниз под собственным весом. Очень важна точность позиционирования камеры поскольку даже минимальный сдвиг камеры приводил к несовпадению полученных негативов и низкому качеству финального снимка.
В руках у Сергея Михайловича груша.
Для снижения риска вибраций и сдвига аппарата, спуск затвора и освобождение стопора кассеты для подачи следующего фрагмента фотопластины, осуществлялся с помощью пневматики - двух резиновых груш и резиновых трубочек своеобразный пневматический спусковой тросик.
Особенности метода
Метод трехцветной фотосъемки увеличил сложность фотографического процесса не в три раза, а в десятки раз.
- Трехкратная съемка, как минимум, увеличивала общее время экспозиции более чем в три раза. Светофильтр ведь поглощал часть света. При этом необходимо было обеспечить стабильность аппарата и объектов семки. На снимках водо получалась гладкой, дым ровный, четко получались люди в статичных позах, движения размывались.
- Черно-белые фотоматериалы тех лет были неодинаково чувствительны к разным длинам волн света - достаточную чувствительность в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета. Изображение через зеленый, и тем более красный фильтры получить было сложно или вообще невозможно.
Эта задача была успешно решена С. М. Прокудин-Горским
- Он сумел повысить общую чувствительность эмульсии до такой степени, что экспозиция каждого снимка стала длиться около секунды.
- 1906 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, превосходящий по качеству рецепт Мите. Новый состав расширял чувствительность фотопластины на весь спектральный диапазон видимого света.
Два этих улучшения и дали возможность проводить трехцветную съемку в реальных условиях, сохраняя естественность в позах моделей. Однако есть предположение, что выдержку Сергей Михайлович для каждого из трех снимков подбирал индивидуально.
Что делали с этими снимками
С каждого негатива контактным методом получают позитив. Для этого негатив накладывается на неэкспонированную фотопластинку и экспонируется равномерным светом. Позитив по-прежнему остается черно-белым. Эти позитивы используются в проекторе. Особенность проектора в том, что он проецирует одновременно снимка, причем каждый через соответствующий ему цветной светофильтр. Все три проекции накладывается и сливаются в одно изображение, которое получается цветным. Это очень похоже на первые цифровые проекторы в начале 90-х. Спираль диалектики, что не говори.
Считается что такой горизонтальный проектор использовал С. М. Прокудин-Горским
Если цвет фильтров на фотоаппарате и проекторе совпадают, то на экране будет правильная цветопередача как в оригинале. Конечно это идеальный вариант. В действительности, четко повторить цвет фильтров аппарата и и проектора не удавалось, точно также как и насыщенность цвета цвета уходила и приходилось эти параметры подбирать опытным путем. Только сейчас с применением цифровых технологий можно добиться идеального совмещения изображений, тщательно подобрать цвет и тон И вот изображения как с обложки глянцевого журнала. Это пример того что настоящее дело открывается не сразу, а начинает работать по-настоящему через много-много лет.
Вот так выглядела "презентация" тех лет.
На бумажных носителях полноцветные тональные изображения смогли изготавливать позже, методом офсетной печати, хотя сам процесс становления цветной полиграфии начался в 1904 году.