Заходи — не бойся, уходи — не плачь

Устройство камеры П...
 
Уведомления
Очистить все

[Закрыто] Устройство камеры Прокудина-Горского

4 Записей
3 Пользователи
7 Reactions
68 Просмотры
Johnnie Walker
Записей: 419
Зарегистрированный Доверенный
Создатель темы
Старший флорист     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 9 месяцев назад

Introduction

Прочитав материал на сайте о фотографических работах нашего соотечественника Сергея Михайловича Прокудин-Горского (слова искренней благодарности уважаемому автору https://fialcogol.ru/community/dvadczatyj-vek/arhiv-fotografij-s-m-prokudina-gorskogo/#post-3062), у меня проснулось желание посмотреть технику, которую он использовал в своей деятельности. Есть несколько конструкций камер позволяющих получить такое изображение, но конкретного ответа у меня не было. Раньше не было, а сейчас есть. Кому интересно узнать этот ответ, прошу за мной. 

Откуда есть пошла эта цветная фотография

Метод Прокудин-Горский использовал метод получения цветного  изображения на основе цветоделения. Базовый принцип цветоделения и цветной фотографии на его основе был разработан немецким ученым по имени Адольф Мите (нем. Adolf Miethe; 25 апреля 1862, Потсдам, королевство Пруссия 5 мая 1927 Берлин).

АМ

Адольф Мите

Мите изучал физику, химию и астрономию в университете Гёттингена, где в 1889 защитил докторскую диссертацию на тему «Фотографическо - астрономическая съемка неподвижных звёзд для актинометрии». Много работал над совершенствованием оптического оборудования, фотохимии и фотографии в целом. В 1887 году, вместе с Йоханессом Гедике, Мите изобретает магниевую фотовспышку. 

В 1899 году, Адольф Мите получает место профессора фотохимии, фотографии и спектрального анализа в Императорской Высшей технической школе в Берлине. То есть это был не случайный человек в оптике и фотографии, поэтому ему удалось создать уникальный прибор для цветной фотографии. 

В 1901 году А. Мите сконструировал, а в   1903 году представил фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии» («Dreifarbenfotografie nach der Natur»). Камера была изготовлена в оптической мастерской Вильгельма Бермполя и в  представлена широкой публике. (Эта мастерская просуществовала до 1956 года выпуская высокопрофессиональные студийные фотокамеры.)

В 1902 году Сергей Михайлович Прокудин-Горского проходил обучение в течение полутора месяцев в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под непосредственным руководством А. Мите. Чуть позже с 1904 года Прокудин-Горский стал использовать усовершенствованным вариантом камеры А. Мите .

Кратко о дальнейшей деятельности Адольфа Мите. В 1908 году он совершил экспедицию в Египет, по итогам которой издал альбом цветных фотографий «Под солнцем Верхнего Египта» («Unter der Sonne Ober-Ägyptens»).

В 1910 году А. Мите участвует в экспедиции на дирижабле на остров Шпицберген и делает первые в мире цветные снимки района Арктики.

В 1914 году в составе одной научной экспедиции (для наблюдения солнечного затмения) А. Мите делал цветные снимки на севере Норвегии.

В начале XX века А. Мите пользовался высоким авторитетом среди европейских специалистов в соответствующих областях. В Российской империи статьи А. Мите регулярно публиковались в журнале «Фотограф-любитель» (до 1909 года) и некоторых других периодических изданиях.

А. Мите оставил после себя большой архив цветных фотографий 1903-1920- годов, однако в сети Интернет к настоящему времени доступна лишь незначительная часть этой коллекции.

Так что же это за зверь - «Dreifarbenfotografie nach der Natur»

Теперь вернемся к оборудованию, которое использовал Прокудин-Горский. В большинстве своих работ он использовал несколько усовершенствованную камеру системы Мите-Бермполя.

Принципы работы камеры

При цветоделения для каждого изображения делаются три черно-белых снимка  через цветной светофильтр. Светофильтры применяются  красный, зеленый и синий те RGB представление.Негатив оказывается черно-белым, но он сформирован под действием только одного цвета.

Камера 1

Это фотокамера

В камеры Мите-Бермполя в вертикально расположенной кассете помещена стеклянная фотопластинка форматом 8Х24 см. Фотопластинка рассчитана на 3 кадра. Цветные светофильтры находились непосредственно на кассете перед фотопластинкой.

Фотограф должен был сделать последовательно три снимка одной и той же сцены. После каждого снимка кассета перемещалась вниз под собственным весом. Очень важна точность позиционирования камеры поскольку даже минимальный сдвиг камеры приводил к несовпадению полученных негативов и  низкому качеству финального снимка.

На съемке

В руках у Сергея Михайловича груша.

Для снижения риска вибраций и сдвига аппарата, спуск затвора и освобождение стопора кассеты для подачи следующего фрагмента фотопластины, осуществлялся с помощью пневматики - двух резиновых груш и резиновых трубочек своеобразный пневматический спусковой тросик.

Особенности метода

Метод трехцветной фотосъемки увеличил сложность фотографического процесса не в три раза, а в десятки раз.

  1. Трехкратная съемка, как минимум, увеличивала общее время экспозиции более чем в три раза. Светофильтр ведь поглощал часть света. При этом необходимо было обеспечить стабильность аппарата и объектов семки. На снимках водо получалась гладкой, дым ровный, четко получались люди в статичных позах, движения размывались.
  2. Черно-белые фотоматериалы тех лет были неодинаково чувствительны к разным длинам волн света - достаточную чувствительность в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета. Изображение через зеленый, и тем более красный фильтры получить было сложно или вообще невозможно. 

Эта задача была успешно решена С. М. Прокудин-Горским

  1. Он сумел повысить общую чувствительность эмульсии до такой степени, что экспозиция каждого снимка стала длиться около секунды.
  2. 1906 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, превосходящий по качеству рецепт Мите. Новый состав расширял чувствительность фотопластины на весь спектральный диапазон видимого света. 

Два этих улучшения и дали возможность проводить трехцветную съемку в реальных условиях, сохраняя естественность в позах моделей. Однако есть предположение, что выдержку Сергей Михайлович для каждого из трех снимков подбирал индивидуально.

Что делали с этими снимками

С каждого негатива контактным методом получают позитив. Для этого негатив накладывается на неэкспонированную фотопластинку и экспонируется равномерным светом. Позитив по-прежнему остается черно-белым. Эти позитивы используются в проекторе. Особенность проектора в том, что он проецирует одновременно снимка, причем каждый через соответствующий ему цветной светофильтр. Все три проекции накладывается и сливаются в одно изображение, которое получается цветным. Это очень похоже на первые цифровые проекторы в начале 90-х. Спираль диалектики, что не говори.

Проектор 1

Считается что такой горизонтальный проектор использовал С. М. Прокудин-Горским

Если цвет фильтров на фотоаппарате и проекторе совпадают, то на экране будет правильная цветопередача как в оригинале. Конечно это идеальный вариант. В действительности, четко повторить цвет фильтров аппарата и и проектора не удавалось, точно также как и насыщенность цвета цвета уходила и приходилось эти параметры подбирать опытным путем. Только сейчас с применением цифровых технологий можно добиться идеального совмещения изображений, тщательно подобрать цвет и тон И вот изображения как с обложки глянцевого журнала. Это пример того что настоящее дело открывается не сразу, а начинает работать по-настоящему через много-много лет.

Проектор 2

Вот так выглядела "презентация" тех лет.

На бумажных носителях полноцветные тональные изображения смогли изготавливать позже, методом офсетной печати, хотя сам процесс становления цветной полиграфии начался в 1904 году.

3 Ответов
Ратоборец
Записей: 1154
Админ
Участник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 10 месяцев назад

Про три фильтра я знал. Но как именно их совмещали - нет.

Интересно, спасибо.

Насколько я понял, главное достижение Прокудина-Горского находится именно в области химии, а не механики или оптики. То есть по профилю обучения.

Johnnie Walker
Записей: 419
Зарегистрированный Доверенный
Создатель темы
Старший флорист     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 9 месяцев назад

Видимо да. Он все-таки был химик и фотограф. Не стал улучшать немецкое оборудование. Знялся доводкой технологии съемки и обработки.

Есть еще вариант фотоаппарата со светоделительным блоком и там параллельно экспонируются все три фотопластины, но это уже технически сложно. 

Иду-курю
Записей: 961
Зарегистрированный Доверенный
Младший Садовник     Поручитель: Проект ФИАЛКА
Присоединился: 9 месяцев назад

Приветствую. В 1903 году С.М. Прокудин-Горский написал теоретическую работу о цветной фотографии, взяв в основу метод А. Мите с рекомендацией по выбору высоко светочувствительных фотопластинок

https://search.rsl.ru/ru/record/01003716085

 

Поделиться:

Форма обратной связи

Эта форма обратной связи дает возможность связаться непосредственно с руководством форума.

Пожалуйста, четко формулируйте Ваше послание, чтобы оно не осталось без ответа.
Доступные расширения (xls | doc | docx | pdf | jpg | png) остальные форматы могут быть проигнорированы.

Правила форума

Часть первая. Общие положения
Веб-сайт https://fialcogol.ru/ (проект ФИАЛКА или Философско-Историческая Ассоциация Любителей Крепкого Алкоголя) зарегистрирован на территории Российской Федерации и подчиняется её законам. Иными словами – всё, что запрещено на территории Российской Федерации, запрещено и на проекте ФИАЛКА. Подробнее о запретах можно узнать в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других законодательных актах.
С целью защиты персональных данных пользователей, проект ФИАЛКА использует политику безопасности, основные положения которой изложены в специальном разделе проекта. С ними можно познакомиться, «спустившись» по любой странице сайта до конца в самый низ.
Целями создания настоящего проекта являются исключительно саморазвитие его участников, просвещение и развлечение. Проект не преследует каких-либо политические или коммерческие цели.
Используя электронное пространство проекта ФИАЛКА, его участники, тем самым выражают своё действительное согласие как с настоящими правилами, так и с политикой безопасности проекта.
Правила ресурса постоянно меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств и потребностей ресурса, как их видит администратор, с учетом, естественно, пожелания пользователей. При этом, в отличие от либерального законодательства буржуазных стран (в том числе и Российской Федерации) изменения в правилах по усмотрению администратора могут иметь и обратную силу, то есть распространяться на события и происшествия, имевшие место ДО их принятия.

Часть вторая. Электронное пространство проекта ФИАЛКА
Электронное пространство проекта ФИАЛКА разделено на три категории – Исторический Зал, Философская Беседка и технический раздел «Как пользоваться форумом».
Исторический Зал и Философская Беседка в свою очередь разделены на форумы и подфорумы, в которых публикуются и обсуждаются соответствующие темы.
Материалы, выходящие в Историческом Зале или Философской Беседке проходят премодерацию.
Форум «Курилка» в категории «Философская Беседка» доступен для ознакомления только участникам проекта.
В форуме «Курилка» разрешена обсценная лексика, если она не используется в грубой форме или не преследует цели оскорбить кого-либо, в том числе конкретных лиц, не являющихся участниками проекта, а также размещение визуального контента эротического содержания, при отсутствии признаков порнографии.

Часть третья. Участники
Все зарегистрированные участники проекта ФИАЛКА, в зависимости от своих заслуг перед проектом, делятся на три категории: Посвященные, Доверенные и Заслуженные.
Принадлежность к определенной категории определяется званием участника, которое, в свою очередь, определяется его личным рейтингом, зависящим от активности его участия в проекте.
Перевод участника из категории в категорию может также производиться администрацией в случае особых заслуг участника перед проектом или нарушения им настоящих Правил.
Посвященные участники могут знакомиться с любыми материалами проекта, но оставлять комментарии и публиковать свои материалы могут только в Историческом Зале. Посвященные участники не имеют права давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Доверенные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы в любых его разделах. Доверенные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.
Заслуженные участники могут знакомиться со всеми материалами проекта, оставлять комментарии и публиковать свои материалы во любых его разделах без премодерации. Заслуженные участники могут давать рекомендации кандидатам на вступление в проект ФИАЛКА.

Часть четвертая. Правила приема в Сообщество
Лицо, желающее стать участником проекта ФИАЛКА, должно обзавестись поручителем из числа действующих участников проекта, состоящих в категории «Доверенный» или «Заслуженный», после чего должно оставить заявку на вступление в проект по соответствующей форме, размещенной на проекте.
Форма заявки включает в себя следующую информацию:
- никнейм кандидата – имя, под которым он будет отображаться на проекте
- логин кандидата – имя, под которым он будет заходить на проект
- пароль, открывающий доступ к аккаунту на проекте
- адрес электронной почты кандидата
- сведения об ознакомленности и согласии кандидата с настоящими правилами политикой безопасности проекта.
- никнейм поручителя
Администрация, удостоверившись в подлинности рекомендации, вносит кандидата в базу проекта и регистрирует его, после чего кандидат становится участником проекта в категории «Посвященный».
Рекомендатель участника проекта указывается в его профиле. У участников, вступивших в проект до апреля 2024 г. рекомендателем считается проект ФИАЛКА.
Рекомендатель несет ответственность за рекомендованного им кандидата в объеме до половины от той ответственности, которой подвергнется рекомендованный, в случае нарушения последним правил проекта.
Администрация вправе по собственному усмотрению прекращать и возобновлять процедуру регистрации кандидатов на вступление в проект.

Часть пятая. Правила поведения на проекте
Инструментом для достижения целей проекта является общение его участников между собой.
Общение подразумевает взаимное уважение и доброжелательность, поэтому запрещаются:
- мат и сквернословие, за исключением форума «Курилка».
- сознательное провоцирование участников проекта на грубость или иное нарушение правил проекта, совершаемое повторно и целенаправленно в отношении одного или нескольких участников.
- любое разглашение личных данных участников проекта, если эти личные данные не изложены в профиле этого участника. Это правило относится также к сведениям, изложенным самим участником проекта в комментариях, но не внесенных им в свой профиль.
- размещение рекламы, ссылок на коммерческие ресурсы без согласования с администрацией проекта
- умышленное, систематическое и целенаправленное наполнение тем комментариями, не имеющими непосредственного отношения к теме публикации
- создание тем, не соответствующих целям проекта
- умышленное искажение русского языка путем заведомо неправильного написания отдельных слов или предложений
- публикация тем или комментариев на иностранных языках без последующего перевода.
- иные действия, противоречащие духу проекта или препятствующие достижению им его основных целей.
Указанные нарушения считаются легкими.
Мат, сквернословие или иные оскорбления и угрозы в адрес как участников проекта, так и иных лиц, публичных или не публичных, различных социальных или этнических групп, либо легкое нарушение повторно – считаются тяжкими нарушениями.
Категорически запрещаются любые действия, нарушающие действующие законы Российской Федерации, в том числе: проявление экстремизма, призывы к насильственным действиям в отношении конкретных лиц, публичных, или непубличных, а также социальных или этнических групп, пропаганда ЛГБТ или порнография, либо тяжкое нарушение повторно или совершенное с особым цинизмом – считаются особо тяжкими нарушениями.
На проекте поощряются:
- тактичность, вежливость и доброжелательность по отношению к участникам проекта. Культура общения – одна из наиболее сильных и привлекательных сторон проекта ФИАЛКА, сохраним её и впредь.
- вдумчивые и информативные комментарии в рамках темы, заданной первоначальной публикацией.
- создание и публикование тем, соответствующих целям проекта, помогающим его развитию и росту.
- внимательное и трепетное отношение к грамматике русского языка.

Часть шестая. Наказания и поощрения
Наказания за нарушения правил проекта выносятся администрацией в случае обнаружения таких нарушений в отношении лица, допустившего эти нарушения, а также в отношении его поручителя.
Легкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке на срок до одного месяца.
Тяжкие нарушения: запрет на комментарии в Философской Беседке до трех месяцев плюс запрет на комментарии в Историческом Зале на срок до месяца, либо вечный бан.
Особо тяжкие нарушения: вечный бан.
Наказание может быть смягчено с учетом личности нарушителя и его заслуг перед проектом.
Наказание рекомендателя за нарушения, совершенные рекомендованным может составлять до половины от объема наказания, назначенного нарушителю. В случае, если рекомендованный получил вечный бан, наказание рекомендателю определяется индивидуально.
Назначенное наказание обжалованию не подлежит. Просьбы о помиловании или смягчении наказания, в том числе от третьих лиц, принимаются и рассматриваются только в особом негласном порядке.
В качестве поощрений на проекте используется внеочередной перевод участника в категорию «Доверенный» или «Заслуженный». Возможны и другие формы поощрения, которые будут определяться индивидуально.

Часть седьмая. Правила публикации новых тем
При публикации новой темы её автор должен указывать автора текста, источник из которого текст взят и источник, из которого взяты фотографии и иные изображения, присутствующие в тексте темы. Если автор темы является и автором текста, фотографий или иных изображений, присутствующих в теме, то он должен указать это.
Публикация тем без авторского текста нежелательна и допускается в исключительных случаях по усмотрению администратора. Авторский текст должен содержать оценку предоставленного материала и делать акценты на тех его аспектах, которые автор хотел предложить для обсуждения.
Материалы, не соответствующие этим требованиям, будут возвращаться на доработку или удаляться.

Заключительные положения
В случае возникновения «пограничной» ситуации, которая может быть истолкована по-разному, администрация проекта принимает решение, исходя из своих внутренних убеждений и собственного видения сложившейся ситуации.
Администратор при принятии каких-либо решений, может быть неправ, но так как он сам себе судья, обжаловать его действия Вы можете только ему. А это дело хлопотное и требует серьезной аргументации. В любом случае, Вам гарантируется, что ваша аргументированная жалоба будет рассмотрена и по ней будет вынесено аргументированное же решение, которое будет немедленно доведено до автора жалобы.
О планирующихся изменениях в правилах пользователи будут информироваться в соответствующем разделе ресурса для проведения необходимых консультаций и обсуждений. Все мнения, высказанные в ходе такого обсуждения, будут учтены администрацией проекта при принятии окончательного решения о внесении изменений в действующие правила.