Все кто-либо когда-нибудь слышал о викингах вероятно слышал что-то и о берсерках, представляющихся в массовом сознании неистовыми воинами, разрывающими на себе руками кольчуги, грызущие щиты и бросающимися в гущу битвы обнаженными под воздействием отваров из мухоморов или других каких-либо запрещённых веществ.
Как мы понимаем реальность оказывается как всегда значительно более прозаической: а что мы, собственно, в действительности знаем о берсерках?
Для начала – да: они действительно существовали: нарративные источники неоднократно упоминают берсерков и действительно как неистовых воинов всегда яростно сражающихся и при этом, как правило, заметно выделение берсерков из остального числа воинов: в самом раннем упоминании берсерков – в скальдической хвалебной песне Торбьёрна Хорнклофи о битве при Хаврсфьорде 872г – они выделяются среди остальных воинов и упоминается в том числе, что они пьют кровь (непонятно в буквальном или переносном смысле).
Наиболее часто цитируемый отрывок о берсерках (так сказать – классический) из более поздней «Саги об Инглингах» Снорри:
«Его (Одина) воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.»
В византийской хронике есть упоминание, что воины выли как звери, а их предводитель бился с такой яростью, что казался обезумевшим.
Довольно часто в скандинавских источниках их сравнивают с волками.
Итак, об необычном поведении берсерков на поле боя, об их особенной ярости, выделяющих их среди остальных воинов, в нарративных источниках действительно неоднократно упоминается.
Но чем она вызывалась и был ли у них какой-то особый статус или положение?
По поводу, что особое поведение в бою берсерков вызывалось употреблением каких-то галлюциногенных веществ можно сказать, что это является современным предположением, не более: ни в нарративных , ни в археологических источниках в действительности таких свидетельств нет.
Вероятно основание такому предположению дало трактовка термина «berserksgangr», которое обычно переводят и трактуют как «войти в состояние берсерка», но в буквальном смысле этот термин означает способ передвижения, то есть походку берсерка.
При чем здесь, казалось бы, какая-то особая походка? Но возможно здесь нашли отражение ритуальные военные танцы воинов с оружием, по аналогии с греческим пиррихом, достаточно хорошо известные во многих военизированных культурах. Такие танцы имели в том числе и цель привести воина в его особое боевой состояние (может отсюда та специфическая боевая ярость берсерков?)
Собственно, а как переводится термин «берсерк» («берсеркер»): как обычно точного ответа нет. Есть 2 версии представляющимися наиболее близкими к истине:
- От serk – рубашка и bare – голый: здесь можно предполагать и человека без рубашки и человека без брони и вообще голого.
- От serk – рубашка и bear – медведь: то есть что-то типа человек в обличье медведя.
В пользу второй версии может говорить факт, что существовали и другие «звероподобные» воины, например – «волчьи шкуры». До нас дошло немало, хотя и довольно схематических изображений воинов, или точнее сказать людей с оружием, с головами зверей – кабанов, медведей, волков.
На одном из затонувших кораблей викингов были обнаружены две звериные маски из войлока, возможно изображавшими собак или быков.
Связь берсерков с какими-то видимо тотемными звериными культами по аналогии с подобными в других обществах представляется вполне возможной.
Отсюда, вполне логичным выглядит предположение, что и «особость» берсерков от других происходит из-за их принадлежности к каким-то вероятно воинским сообществам или братствам, имевших тотемных покровителей в виде зверей. Из саг нам опять же известно, что существовали даже целые отряды берсерков в составе королевских дружин.
И еще интересный момент один момент: в сагах берсерки как правило выступают в роли злодеев, которых побеждает и убивает главный герой саги. Не нашло ли в этом моменте отражение уже христианизировавшего общества отрицательного отношения ко всем этим диким и непонятным языческим звериным культам?
Итак, что мы имеем «в сухом остатке»:
- берсерки существовали и действительно в источниках подчеркивает их ярость в битвах и некоторая «особость» от остальных воинов. Чем была обусловлена эта ярость и отличие от остальных воинов – остается на уровне предположений.
- сражались ли они голыми? Мы не можем утверждать этого достоверно, это только предположение, не более того.
- употребляли ли они какие-то «запрещенные вещества» для приведения себя в свое особое «берсерское состояние»? вероятнее всего нет, в источниках об этом ничего не говориться, это только предположение и без достаточных оснований.
- а вот щиты они действительно грызли!