Поселок Отсанлахти – скорее даже не поселок, группа разбросанных по большому пространству хуторов, расположенных среди тайги северного Приладожья на древних карельских росчистях. Ближайший более-менее значимый населенный пункт – поселок Куркиёки, расположенный в паре километров на юго-восток, бывший русский летописный Кирьяж, впервые упомянутый в летописях в статье 1396 г., но существовал он, безусловно, задолго до этого. Первые упоминания Кирьяжского погоста в летописных документах относятся к XIII в., а археологические находки в его окрестностях датируются исследователями вплоть до XII в.
Об одной из таких находок и пойдет речь.
В 2017 г. во время проведения строительных работ на одном из земельных участков, относящихся к п. Отсанлахти случайным образом был обнаружен древний меч. «Случайным образом» значит, что мы не знаем о нем более ничего – ни на какой глубине он лежал, ни какие предметы могли ему сопутствовать – ничего. Просто кусок ржавого железа крестообразной формы. Отдадим должное владельцу участка, который не выкинул находку в ближайшие кусты, не продал её на аукционе черных копателей и не попытался самостоятельно очистить её от ржавчины, чтобы повесить у себя в спальне над кроватью, а передал в местный краеведческий музей, откуда она была направлена на исследование и реставрацию в Институт Исследования Материальной Культуры РАН.
Что же собой представляет эта находка?
А представляет собой она обломок меча длиной 318 мм с эфесом – навершием рукоятью и перекрестием, а также частью клинка длиной 166 мм. На момент попадания к исследователям находка не имела каких-либо следов «современного» вмешательства, все повреждения и разрушения на ней имели «древний» характер.
Навершие дисковидной формы, чуть сплюснутое, 53х49 мм при толщине 26 мм в середине и 18 мм по краям, перекрестье длиной 170 мм, шириной 13 мм и толщиной от 18 (возле клинка) до 11 мм (по краям). И на навершии и на перекрестье имеются следы богатой инкрустации.
Рукоять меча длиной 92 мм состоит из бронзовой трубки, насаженной на черен клинка, и также украшена орнаментом. Ширина рукояти у навершия 24 мм, у перекрестия – 34 мм, общая толщина – 12 мм.
Ширина клинка у рукояти – 56 мм при толщине в 4,2 мм, на месте слома клинка – ширина 44 мм, толщина – 3,8 мм. Очевидно, что клинок был сломан до того, как был утерян – это видно по следам деформации металла на месте слома. При рентеноскопическом исследовании на клинке обнаружено клеймо, полностью прочитать которое не представилось возможным.
Дол на сохранившейся части клинка либо вовсе отсутствует, либо не прослеживается.
Не вдаваясь в тонкости анализа и атрибуции находки, скажем только, что аналогичные находки достаточно часто встречаются в южной Финляндии и Карелии, есть единичная находка (аналогичным образом украшенное перекрестие меча), сделанная в Новгороде. Именно эта находка, которая датирована достаточно точно – конец XII в. позволяет более точно датировать и остальные, в том числе и меч из Отсанлахти. Анализ деталей эфеса и способов их украшения всей совокупности аналогичных находок четко указывает на то, что меч из Отсанлахти был изготовлен не позднее конца XII в.
Отдельный интерес в мече из Отсанлахти представляет рукоять. Она сделана явно другим мастером, не тем, кто изготавливал сам меч. Это видно из характера орнамента, отличающегося от инкрустации на навершии и перекрестии меча, кроме того, сам факт надевания на черен клинка бронзовой трубки характерен исключительно для находок в карельском регионе. Отдельно стоит отметить, что способ монтажа трубки на клинок также может свидетельствовать о том, что его совершал мастер с более низкой квалификацией, чем изготовитель меча – трубка в момент насадки на черен клинка треснула. Способ орнаментации трубки хорошо известен археологам по находкам, найденным в карельских могильниках XIII в., из чего можно сделать вывод, что сам меч был изготовлен во второй половине XII в., скорее всего, на территории Швеции или на Готланде, после чего был «модернизирован» карельскими мастерами не позднее середины XIII в., и только после этого сломан и утерян.
Как этот меч попал в Карелию – был он куплен, подарен какому-нибудь карельскому племенному вождю, или взят им в бою как трофей нам вряд ли доведется узнать. Как не узнаем мы, скорее всего, и то при каких обстоятельствах меч оказался в земле: была ли это тяжелая битва или жестокая стычка, в ходе которой сталь не выдержала и подвела своего хозяина, или же меч, по языческому обычаю, был ритуально «умерщвлен» и положен в могилу к тому, кто владел им при жизни, умершему в почете и достатке. Последняя гипотеза, конечно, мало вероятна, поскольку речь идет о середине XIII в., когда христианство пустило среди карелов уже глубокие корни, но и исключать её тоже нельзя.