Остров Мэн, прячущийся между Ирландией и Британией-пожалуй единственное не планете место, где сошедшего с трапа реактивного лайнера пассажира будет ждать трансфер в столицу на паровозе.
А в отель вы поедете на электричке, помнящей еще Королеву Викторию.
А в городке лаксей вы увидите самое большое водяное колесо в мире- Леди Изабелла, построенная в 1854 году, до сих пор вращается со скоростью в три оборота за минуту, питаясь поступающей по трубе-колонне водой с окрестных ручьев. Свое имя колесо получило в честь жены губернатора острова на тот момент Чарльза Хоупа.
И если сейчас водяное колесо- памятник инженерной мысли викторианской эпохи и визитная карточка острова Мэн, то вплоть до 1934 года уникальный механизм эффективно работал, выкачивая 1100 литров воды в минуту из комплекса шахт с глубины в 370 метров.
Кажущаяся ненужной гигантомания обьясняется просто- чтобы удешевить добычу цинковой и свинцовой руды, инженер Роберт Кейсмерт применил водяное колесо для откачки рудных вод чтобы избавить шахтовладельцев от необходимости закупать уголь для паровых машин- на богатом рудами острове ( там были найдены следы рудокопов времен Бронзового века) не было угля и древесины. Плноводных рек, впрочем, тоже не было- слишком уж мал затерянный в Ирландском море островок. Но Кейсмерт нашел выход из ситуации- запрудив несколько ручьев и отведя их в построенную выше колеса цистерну, подал воду по трубам и через полую колонну запитал верхнебойное колесо. А чтобы получить нужный крутящий момент- сделал его 22.1 метроым в диаметре. Приводимый в движение колесом 1.2 метровый кривошип через 200метровый деревянный шатун на колесиках двигал насос.
Полностью обойтись без закупки угля все же не удалось-шахта росла и расширялась вглубь, и уже в 1903 году из Волверхэмптона привезли паровую машину для откачки рудничных вод- шахта, поставлявшая 20 процентов цинка Британии в 1870х,быстро достигла глубины в 540 метров, сделав Леди Изабеллу окончательно безработной.
В 1904 году в шахтном комплексе случился пожар, а затем обрушение, унесшее жизни четырех горняков. Примечательно, что по остановившимся часам двух из них определили, что случилось это примерно в 11 утра. Стало быть горняки неплохо зарабатывали- часы в те времена были недешевы.
Падение цен на свинец и истощение рудных жил привели к финансовым трудностям, усугубленным оттоком опытных горняков ( большая их часть уехала в Австралию и Америку) и в 1934 году шахта Лаксей, известная раньше как богатейшая шахта Британии (была закрыта? - прим. редакции).
В 1965 году сделавшие ставку на туризм- индустрию,развитую на острове Мэн еще с тех же викторианских времен- власти острова выкупили заброшенный участок и после ремонта запустили ( вхолостую) уникальное водяное колесо.
В 1985 сгоревший у подножия ларек вопреки всем опасениям не повредил деревянное колесо, а в 1987 был частично отремонтирован приводимый им в действие насос.
Добро пожаловать, уважаемые туристы!
Текст и фото принадлежат мне- автору.