"важно не то, что происходит на самом деле, а то, как об этом напишут в учебниках, и то, насколько талантливы будут составители очередного учебника"(с)
Уже не помню откуда стащил.
Позапрошлый век - это быстро сужающийся мир во времени и информационно.
XIX век это время, когда был заложен фундамент, да и скорее выстроено основное здание того общества, в котором мы сейчас и живём.
Были заложены основные принципы власти и миропорядка.
Настоящая элита того времени видела изменения,которые грядут в обществе и старалась сохранить баланс сил. Роль церкви в этих процессах практически уже не учитывалась, а вот претензии на земли,власть и т.д. их легитимность это было очень важно.
Учитывая эти факторы формировались и форимруются границы по всему миру. Мы тому свидетели!
Пример тому Израиль.
Начав практически с нуля евреи получили себе к середине XX века государство на земле потерянной около 2-х тысяч лет назад.
Но, вернёмся к нашим татарам.
Аналогичное могло произойти и с ними,они легитимно могли претендовать на свои бывшие земли. А с учётом народившегося уже тогда пантюркизма такая цель событий не выглядит не реальной. Попытка не пытка. ( приписывается высказывание ИВС).
Крестьянские(народные) волнения в РИ в XIX веке шли только по наростающей. Вполне возможно,что в татарской закрытой среде такие вопросы уже обсуждали.
И российский власти решили сыграть на опережение и ввели в исторический обиход монгол.
Тактично намекая, что только мифические монголы могут о чем-то поинтересоваться.
История татарского нашествия,а до XIX века по другому их и не называли, хорошо известна. Т.е. 600 лет это татары,как у нас, так и в Европе.
По факту это вассальная зависимость от орды (Орды). До прихода татар это постоянная междоусобица. Междоусобица, которая не позволяла княжествам развиваться. Сравните это же время с территорией Западой Европы, где развиваются науки и искусство. Открываются университеты. Псковское,новгородское княжества это прекрасно видят. Отсюда и метания псковской знати в сторону запада. Нет силы, которая могла объединить русские княжества в одну сильную державу.
Приход татар фактически прекратил муждоусобицы, теперь они решали кто будет князем на той или иной территории. При необходимости выделялись войска для подавления "инакомыслящих", но и русские дружинники участвовали в татарских походах.
Налоги, которыми облагались все княжества, не были обременительны. Как посчитали советские историки, совокупный налог, это около 1,5 тонны серебра в год. Правда не каждый год и платили)))).
Особое отношение у татар бы с церковью.
Митрополиту Кириллу II (1246-81), был выдан ярлык на управление всей Русской церковью.
"От даней и пошлин освобождаются также братья и дети священнослужителей, которые жили с ними в разделе.Церковные земли и угодия,церковные люди,вещи,книги,иконы и прочее объявлены неприкосновенными" (Хан Менгу-Тимур 1266-81).
Улус Джучи или Улуг Улус (1269-1459) сущетвовал в симбиозе с русскими княжествами и эти взаимоотношения вплодь до Ивана III всех устривали.
Взятие Казани в 1487 г. стало поворотным моментом во взаимотношениях Московсого княжества и остатков Улуса Джучи. Но фактическое сохранение Казанского ханства это компромис с некогда грозным противником. И в дальнейшем Казань уже считалась вотчиной московской.
И только Иван Васильевич (IV) начал проводить полностью самостоятельную политику без оглядки на бывшую орду.
Татарская знать плавно вливается в российскую аристократию.
И вот, в 1575 г. по желанию Ивана IV венчается на царствие,как Великий князь Московский Симеон Бекбулатович, крещенный татарин,потомок Чингисхана. И это абсолютно легитимно! Вассальную зависимость от чингизидов на Руси ни кто не забыл, а значит это всё законно и это их земля. Понятийно.
Понятно,что Иван Васильевич вёл свою игру, но это прецедент!
Положение простых татар мало чем отличается русского крестьянина, а тут ещё вседержавное желание всех перекреститься. Правда власть одумалась,но татары стали жить закрыто, что-то по типу староверов. А когда разрешили строить мечети,то строих от 3-х до 5-и на село. Каменные!
Татищев В.Н. пишет "История Российская" 1768-1843 г.г. капитальный труд! Нет там монгол. Бату-хан, по Татищеву "бату" - крепкий, твердый ( калмыцкое)!
"История государства Российского" - Карамзин Н.М.(1818-29). Финансировал первое издание Александр I.
" Если бы Моголы сделали у нас то же, что в Китае,в Индии или что Турки в Греции; если бы, оставив степь и кочевание,переселились в наши города: то могли бы существовать и доныне в виде Государства ".
Моголы, но не "монголы".
В тексте сплошь и рядом фигурируют татары, булгары и другие жители степей.
Откуда у Карамзина появляются Моголы мне неизвестно. Я не нашёл ссылок по этому поводу.
Самым успешным его произведением считаю "Бедная Лиза". Ярко и сентиментально!
Но даже в ней он вспоминает "свирепых татар"!
"Тайная история монголов" или "Сокровенное сказание монголов" история его появления в России очень интересна. Руководитель духовной миссии в Пекине Кафаров П.И. приобретает список "Юань-чао би-ши" или "Юань би-ши" который известен в Китае с XVIII века. И вводит его в научный оборот России и других европейских стран,опубликовав свой перевод его в 1866 г. под названием "Старинное монгольское сказание о Чингиз-хане" . В оригинале с китайского на русский текст называется" Тайная история династии Юань". Как говорится почувствуйте разницу!
В интернете есть данный текст"Сокровенные сказание монголов.Великая Яса". Рекомендую сайт lovread.ec . Повествование написано китайскими иероглифами с транскрибированием( созвучным) монгольско-уйгурскому языку (?)
Рассказ о роде Чингиз-хана (Темуджина) . Можно посмотреть хороший фильм "Монгол" Сергея Бодрова.
Повествование "Юань би-ши " заканчивается в год Свиньи (1227) смертью Чингиз-хана.
Как это можно притянуть к России?
Дальше ещё интереснее.
Тизенгаузен Владимир.
Один из семейства владевших замком Кийю, сам родился в г.Нарва.
В.Тизенгаузен - нумизмат (ЭСБЕ).
На деньги графа Строганова, а как ещё?, Тизенгаузен совершает путешествие в 1880 г. для сбора выписок по Золотой Орде и куда бы вы думали? Правильно! По Европе.
В результате этого турне появляется труд:
"Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды". Правда он издаётся в 1941 году,a в 1943 выходит второй том.
1. Из "Насировых разрядов" ал-Джузджани родился около 1193 г. Афганистан-Туркменистан. В 1226 (ок) бежал в Дели, где находился при дворе нескольких султанов. В должности казия (судья). В тексте привалирует "заслуживающие доверия люди".
Переводчиком употребляет слово "монгол" всегда в скобках "с ними (монголами)" или "им (монголам)" и т.д.
Рассказ, довольно краткий о Чингисхане.
О Бату ,сыне Туши (сын Чингисхана).
Под власть Бату попали" земли Хорезма, Туркменистана, булгар, буртасов, склабов, до Рума...покорил кипчак, канглы, йемек, ильбари, рус,черкес, ас,до моря Мраков "
И ещё. " В иранской области, подпавшей под власть монголов, ему(Бату) принадлежала определённая часть её " ....(стр.16)
" И все военачальники монгольские были подчинены ему". Далее по тексту-Бату отказывается сесть на монгольский престол .
Автор прямо указывает Бату не монгол!
Рассказ, как Берке отправил Сартака и ему отошли земли" кипчакские, саксинские, булгарские, саклабские, русские, до северо-восточных пределов Рума". И тут без указания нацпринадлежности.
Автор делает упор на приверженность мусульманской вере.
2. Из истории "Завоевания мира" Джувейни.
Был на службе у монгол, губернатор Багдада. Использовал устные истории о завоевании монгол.
Рашид-ад-Дин, использовал его труд.
Аналогично с текстом ал - Джузджани, переводчик часто для пояснения "кто" в скобках пишется (монгольское ...) и т.д. Или например после слова "законов" идёт уточнение переводчика "яса". Т.е. этот закон монгольский.
3 . В этой же работе присутствует сборник летописей Рашида-ад-Дина.
Ад-Дин интереснейшая личность. Достиг высочайших должностей при монголах. Принял ислам, многие считают его евреем. Но всё равно закончил на плахе.
Он прекрасно понимал ценность письменных документов. Для написания своих летописей он привлёк 4-х китайцев и ещё двух арабов или персов. Он фактически был редактором этого литературно-исторического произведения.
Воспроизведу 1 страницу ,касающуюся Руси.
Без пояснения редактора, вряд-ли кто узнал бы родные сердцу города. Правда Константин?
Тизенгаузен, сокращение М.к.с. переводит, как Москва. XIII век, а уже Москва! Можно уж сразу было МКС и вышел бы сразу на другую орбиту.
Нет желания разбираться эти рассказы. Кто хочет может самостоятельно.
Обратите внимание, работы барона были изданы при СССР (1941-43 г.г.).
Не помню где, а сейчас и лень искать, Сталин запретил исследования по вопросу истории татар.
Наверное правильно и сделал. Мы знаем сепаратизм крымских татар призванных в КА во время 2МВ, а также сепаратизм татар оставшихся в Крыму.
"Лайт" сепаратизм Шаймиева.
Татары вторая по численности народность в РФ и язык второй по распространенности.
Я специально осветил в этом посту только литературные источники. Знаю, что многие выскажутся против.
Кто владеет настоящим- тот владеет и прошлым. А кто владеет будущим?
A@A