Офени или коробейники.
Реформы Никона привели к расколу церкви,а пролоббированный им указ к запрету скоморохов,гусляров, сказителей былин и т.д.
Естественно,что это не было его блажью - он чувствовал угрозу проводимой им реформы.
Куда исчезла вся эта общность людей? Ни куда. Как они жили - так и продолжали жить на Руси, приспособившись к новым реалиям. Скоморохи, пусть это будет общее название этой группы людей, известны с до христианского периода Руси.
Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актёр и пр.»
Как известно,что до Никоновских реформ не особо боролись с волхвами и другими носителями языческой веры. Вот и скоморохи не только высмеявали государственно- религиозные структуры,но различные пороки существовавшие в обществе. Также они были ностелями информация о прошлых временах ( гусляры,сказители былин и пр.)
Приспособившись к новым реалиям они стали коробейниками. Или точнее коробейники продолжили их дело.
Странствующие торговцы называли себя выходцами из Афин, потому в народе их всех и прозвали "афинянами", "офинянами", "офенями". Есть и другие версии происхождения слова " офеня" , но этот вариант мне нравится больше. И ещё, язык,который называют "феней" (не путать с воровской феней) содержал до 80 % слов греческого происхождения.
Принято считать,что основными центрами обитания офень были Суздаль и Владимирская область. А география их передвижения по РИ очень обширна. Их встречали и у Белого моря, Астрахани, Урала, Восточной Польши.
"Большую часть года офени странствуют, отправляясь в путь в конце июля и начале августа (ранние офени) или в сентябре и в октябре (поздние офени); возвращаются к Масляннице или около Пасхи… Офеня не прочь перейти к оседлой торговле, если на новых местах встречает подходящия для того условия. Несмотря на трудность промысла, большинство офеней — закоренелые скитальцы, у которых бродяжничество обратилось в органическую потребность. Бедняк-офеня ходит с товаром пешком, причем сам возит короб на тележке — летом, на санках — зимою; это — ходебщики, мелочные торговцы, часто закупающие товару, почти исключительно книжки и картинки, на сумму 5-10, много 15 руб. и разносящие его по окрестным селам. Если у крестьянина-покупателя не оказывается денег, офеня дает книжки и картинки в долг, до следующего года, или меняет свой товар на лен, холст, хлеб, овес и пр. Вот почему в любом крестьянском доме офеня — желанный гость." (с)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
По заданию МВД РИ, в 1853 году Владимир Даль несколько месяцев прожил на родине офеней, в селе Алексино, изучал их язык и составил сначала "Офенско-русский словарь", а чуть позже и "Русско-офенский словарь".
Ясно, почему МВД заинтересовалось такой структурой как офени, а наличие собственного языка только усиливало их подозрения. Но на удивление ни каких криминальных выводов сделано не было. Наличие собственного языка было признано один из феноменов человеческой изворотливости. Вы в это верите?
Вполне вероятно, что к середине XIX века вся пропагандистско-иформационная составляющая уже сошла на нет. И на первое место вышла коммерция.
Очень часто офени были очень узкими специалистами.
Офени-книгоноши, естественно были грамотными, рассказывали содержание книг, которыми торговали и вообще вели разговоры на все темы и о жизни святых в т.ч.
Другие торговали иконами.
В селах Мстера, Холуй и Палех, Владимирская обл.были главные центры офеней. Отсюда вывозили иконы. Часто иконы не
соответствовали имеющимся канонам.
Среди офень много было староверов, приверженцев старых текстов и старинных икон. Чем они торговали.
Офени музыки, продавали музыкальные инструменты, а по факту были бродячими музыкантами.
Всех не перечесть.
Этот феномен, офени-коробейники практически не изучен.
Это закрытое общество со своим языком(основой которого был греческий) и уставом. Его кастовость и профессионализм в тесном общении с людьми позволяет сделать вывод,что оно возникло не случайно, а являлось проводником чьих-то мыслей и идей.
A&A
Картинка из интернета