Венский стул как отражение развития технологий.
Философское введение
Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношениях. Ибо все они как бы переплетены между собою и поэтому в содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определенном порядке. Это объясняется непрерывностью движения, общей согласованностью и единством сущности.
Наедине с собой (Марк Аврелий),
Введение скучное в котором пытаемся обрисовать понятийное поле на котором пойдет наш рассказ.
Связь технических решений в разных поколениях техники можно объяснить через концепцию технического развития, эволюции и инновации. Каждое новое поколение техники обычно базируется на уже существующих технических решениях, но в то же время внедряет новые инновации и усовершенствования. Обычно новые технические решения в новых поколениях техники включают в себя улучшенные материалы, более эффективные методы производства, новые технологии и концепции дизайна.
Эти усовершенствования и инновации не всегда происходят радикально или непосредственно, они могут появляться постепенно и накапливаться из поколения в поколение. При этом надо отметить некую цикличность в появлении и формировании новых промышленно технологических комплексов Рождение инноваций, их интеграция, формирование комплексных решений, массовое использование этих решений, устаревание и рождение нового. Есть некая периодизация этого глобального процесса.
Одно из возможных представлений о периодизации промышленного развития.
Чтоб не путаться в определениях, воспользуемся таким понятием как технологический уклад. Это совокупность сопряженных производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смену доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет не только ход научно-технического прогресса, но и инерция мышления общества: новые технологии появляются значительно раньше их массового освоения.
Первый технологический уклад (1785-1835)
Основной ресурс – энергия воды.
Главная отрасль – текстильная промышленность.
Ключевой фактор – текстильные машины.
Достижение уклада – механизация фабричного производства.
Второй технологический уклад (1830-1890)
Основной ресурс – энергия пара, уголь.
Главная отрасль – транспорт, чёрная металлургия.
Ключевой фактор – паровой двигатель, паровые приводы станков.
Достижение уклада – рост масштабов производства, развитие транспорта.
Третий технологический уклад (1880-1940)
Основной ресурс – электрическая энергия.
Главная отрасль – тяжёлое машиностроение, электротехническая промышленность.
Ключевой фактор – электродвигатель.
Достижение уклада – концентрация банковского и финансового капитала; появление радиосвязи, телеграфа; стандартизация производства, внедрение конвейерного производства.
Четвертый технологический уклад (1930-1990)
Основной ресурс – энергия углеводородов, начало ядерной энергетики.
Основные отрасли – автомобилестроение, цветная металлургия, нефтепереработка, синтетические полимерные материалы.
Ключевой фактор – двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия.
Достижение уклада – массовое и серийное производство.
Пятый технологический уклад (1985-2035)
Основной ресурс – атомная энергетика.
Основные отрасли – электроника и микроэлектроника, информационные технологии, генная инженерия, программное обеспечение, телекоммуникации, освоение космического пространства.
Ключевой фактор – микроэлектронные компоненты.
Достижение уклада – индивидуализация производства и потребления.
Гуманитарное преимущество – глобализация, скорость связи и перемещения.
Шестой технологический уклад (2030- )
Основные отрасли – нано- и биотехнологии, наноэнергетика, молекулярная, клеточная и ядерная технологии, нанобиотехнологии, биомиметика, нанобионика, нанотроника, а также другие наноразмерные производства; новые медицина, бытовая техника, виды транспорта и коммуникаций; использование стволовых клеток, инженерия живых тканей и органов, восстановительная хирургия и медицина.
Цель статьи: показать как переход в третий технологический уклад сформировал феномен который мы знаем под названием “Венский стул”. Технологии возникли раньше, а сложились в комплексное решение в конце 19 века. Венский стул - выдающийся шедевр индустриального дизайна. Удивительным оказывается факт, что нет другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет.
С чем мир пришел к эпохе “Венского стула”
Действительно, какая мебель была до 19 века, кто был законодателем моды в этой области. Эпоха пара не внесла на прямую серьезных новшеств в мебельное дело. Деревообработка не претерпела изменений, кроме машинной распиловки. Мебель отличалась по стилям, но принципиально делилась на простую и тяжелую мебель для среднего и низшего класса и тоже тяжелую, но дорого украшенная для состоятельных членов общества.
Колониальные завоевания европейских стран сильно изменило сырьевую баз. Недаром столяры мебельщики с определенного момента стали краснодеревщиками. Термин "краснодеревщик" возник в XVIII веке когда столярное искусство достигло высокого уровня развития, и столяры стали изготавливать мебель из дорогих пород дерева, таких как красное дерево, орех, махагони и т.д. Для отделки использовали позолоту, различные виды инкрустации, резьбу. Сиденья оснащались пружинными подушками, шелк в обивке, сложнейшие по форме элементы конструкции. Дорого и богато.
Кто же эти замечательные люди, создавшие эти мебельные стили? Назовем их.
Томас Чиппендейл (англ. Thomas Chippendale; крещён 5 июня 1718, Отли, западный Йоркшир, Англия — 13 ноября 1779, Лондон) Он был единственным ребёнком столяра и мастера-мебельщика Джона Чиппендейла (1690—1768) и его первой жены Мэри (урожденная Дрейк; 1693—1729). Получил начальное образование в гимназии принца Генри. Семья Чиппендейл долгое время занималась столярным ремеслом, поэтому Томас, скорее всего, получил начальные навыки у отца, хотя считается, что он также обучался у Ричарда Вуда в Йорке, прежде чем переехал в Лондон.
В 1754 году Томас Чиппендейл стал первым мастером-краснодеревщиком, опубликовавшим альбом гравированных рисунков мебели, в том числе собственных проектов, под претенциозным названием «Указатель для джентльмена и краснодеревщика» (The Gentleman and Cabinet Maker’s Director); распространённый вариант перевода: «Указатель для клиентов и краснодеревщиков». (Это обстоятельство постараемся запомнить). Это иллюстрированный каталог, в который Чиппендейл поместил сто шестьдесят гравюр на меди с описанием пяти классических ордеров в архитектуре, которые он якобы применял для создания собственных проектов. В первом издании «Директора» представлены образцы мебели «Gothick, Chinese, and modern Tastes» (готических, китайских и современных вкусов). Второе издание 1759 года дополнено новыми гравюрами и проектами. В третьем издании 1762 года число листов достигает двухсот с изображениями более 375 предметов мебели.
Альбом рисунков
Материал с которым работал Томас Чиппендейл - неокрашенный морёный и полированное красное дерево «махагони», используя в качестве декора преимущественно рельефную резьбу. Наиболее характерные черты мебели Чиппендйла: ажурные (прорезные) спинки стульев и кресел — идея, почерпнутая им из традиционной крестьянской мебели, использование китайских и готических мотивов, а также изогнутые ножки типа кабриоль. Томасу Чиппендейлу удавалось органично сочетать традиции рационализма английской крестьянской мебели, например знаменитых виндзорских стульев, эстетики среднегеоргианского стиля (времени правления английского короля Георга II из Ганноверской династии, 1727—1760), влияние французского рококо и восточного, главным образом китайского, искусства — модного в то время шинуазри. Близкие в стилевом отношении образцы создавали другие знаменитые английские мастера: архитектор Уильям Чеймберс и, несколько позднее, мебельщики Томас Шератон и Джордж Хэпплуайт. Двое последних и Томас Чиппендейл образуют, как иногда говорят, «большую тройку» в искусстве английской мебели. Но именно чиппендейловский стиль оказался наиболее успешным. Его характерные черты, или носители стиля, — прорезные «ленточные спинки» кресел и диванов (riband backs), ножки типа кабриоль с утолщением и рельефным орнаментом в верхней части, а внизу — сделанные в виде когтистой лапы, сжимающей шар.
Образцы мебели в стиле Чиппендейл
Неясно, когда были изготовлены первые виндзорские стулья. Современный дизайн виндзора возник еще в 16 веке в Англии, когда колесники начали изготавливать шпиндели для стульев так же, как они изготавливали спицы для колес. Этот дизайн, вероятно, был развитием стульев с "палочной спинкой" из Вест-Кантри, валлийских и ирландских, но достоверных данных о происхождении нет. Это говорит о простоте и отлаженности технологических приемов в работе с деревом.
Виндзорский стул - это стул, построенный из цельного деревянного сиденья, в котором спинка и ножки имеют круглые шипы или вставлены в просверленные отверстия, в отличие от стульев других стилей, у которых задние ножки и стойки спинки сплошные. Сиденья виндзорских стульев часто вырезаны в виде неглубокой тарелки или седловины для удобства. Традиционно ножки, подрамники и стойки (или шпиндели) обычно обтачивали на токарном станке. Спинка, а иногда и подлокотники (если таковые имеются) сделаны из согнутых паром кусков дерева (еще одна важная деталь). Традиционные виндзоры обычно окрашиваются, в первую очередь для того, чтобы скрыть различные породы дерева, используемые в строительстве, в зависимости от их характеристик.
Технология изготовления - важный аспект. Традиционно в изготовлении виндзорского стула участвовали мастера трех типов. Был боджер для стульев, странствующий мастер, который работал в лесу и изготавливал ножки и подрамники на токарном станке. Затем был мастер, который работал в мастерской небольшого города или деревни и изготавливал сиденья, спинки и другие распиленные детали. Последним задействованным мастером был сборщик, который возьмет компоненты, произведенные предыдущими мастерами, соберет и закончит стул.
Особенности конструкции. Конструкция мебели Виндзор обычно проста и функциональна, здесь уделяется внимание устойчивости и удобству использования.Спинка стула и кресла Виндзор имеет характерную форму, состоящую из вертикальных перекладин, перекрещивающихся в виде плюса или узла в центральной части. Это формирует устойчивую конструкцию и обеспечивает удобную поддержку для спины. В традиционном виндзорском дизайне соединения на клиновидном шипе, фиксирующие каждую ножку с сиденьем, по своей сути достаточно прочны, чтобы предотвратить выпадения ножек наружу. Система растяжек фактически раздвигает ножки, чтобы сохранить необходимое натяжение, которое уменьшает провисание.
Материал Мебель Виндзор создается из натуральных материалов, таких как дерево (обычно дуб или клен), что придает ей прочность и долговечность. Сиденье стула или кресла может быть выполнено из дерева, соломы или ткани, в зависимости от предпочтений и функциональности.
Картина Роджера и Брэдшейга Эдварда Хейтли (действующие 1740-1764) с тем, что считается одним из самых ранних изображений виндзорского стула на картине.
Стиль Бидермейер Бидермейер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики. Он получил весма ироничное название Бидермейер, (буквально бравый господин Майер (нем. – игра слов от Bidermann – бравый и Meier). Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана, а другой поэт – Л. Айхродт – стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier. Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные г. Бидермайером – скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Кузмауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием Комические песни Бидермайера, мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.
Мебель этого стиля не претендует на особую изысканность, красоту или оригинальность, но хорошо соответствует требованиям нового социального слоя, который занимает все большее место в обществе - средний буржуазный класс.
Стиль Бидермейер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей. Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций.
Бидермейер, прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. чистую комнату, предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, берёзы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором.
В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора.
В технологии мебели Бидермейера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели Бидермейера применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Это не простые приемы обработки дерева дающие высокую трудоемкость.
Замечание Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825– 1855 гг.), и продержался до середины 50-х гг. XIX в. – почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения. Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.
Собственно о стульях братьев Тоннет.
Итак, какой же набор составляющих успеха собрали в своем проекте братья Тонет. У Чиппендейла был позамствован каталог изделий, но решительно отринут дорогой материал и высокая трудоемкость, у Виндзора технологичность, местный материал и надежность конструкции, но применен свой стиль, Бидермайер определил фокус группу потребителей, а существующий технологический уклад дал фабричное производство, стандартизацию, маркетинг и мобильность производства.
Все эти особенности были раньше и продолжали работать и потом, но создателям венского стула удалось здесь и сейчас создать эффективный комплекс из уже известного и объединить это все своими личными находками.
В 1796 году в немецком городке Боппард на Рейне у кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах родился единственный сын Михаэль (нем. Michael Thonet; 2 июля 1796, Боппард, Рейнланд-Пфальц, Германия — 3 марта 1871, Вена, Австрия). Его обучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того в близлежащем местечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская Давида Рентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом для выбора этого ремесла.
В 1819 году, Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился на Марии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков.
Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения из формованной клееной фанеры. Гнутье древесины имеет давнюю традицию. В Англии изготовлялись полукруглые спинки из гнутой древесины (привет, мебель Винзор). Надо добавить что активно использовали гнутую форму для спинки, сиденья и передних ножек стула кроме Англии в Америке.
В кораблестроении и для производства карет также экспериментировали способы гнутья древесины. Брегенцский каретный мастер Мельхиор Финк разработал способ гнутья обода колеса, за который он в 1817 году получил привилегию (патент). В 1826 году, англичанину Исааку Садженту удалось изготовить из предварительно размягченной горячим водяным паром древесины обод колеса, лестничные перила и оконные рамы. Приблизительно в 1830 году американец Эдвард Рейнольдс из Хэдденфилда в Нью-Джерси сконструировал гнутарные станки для изготовления обода колеса.
Технология склейки и формования шпона в кондукторе. Михаэль Тонет использовал для гнутья листы шпона, которые он разрезал на листы параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов. Это появились элементы групповой обработки и кондукторы для обеспечения повторяемости изделий.
Такие технологические приемы положили начало серийному производству. Однако, подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.
Лицензирование технологий. Для того чтобы обеспечить охрану прав на свой способ производства, Тонетом были поданы документы в патентные органы и в 1841 году желанный сертификат был получен. Позднее в Вене он получил королевский патент на “выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых”. Еще одна привилегия от 10 июля 1856 на «изготовление кресел и ножек столов из гнутой древесины, предварительно распаренной водяным паром или вымоченной в кипящей жидкости». В связи с тем, что патент был получен в Вене, то и стулья стали называть “венскими”.
Со своими изделиями Тонет принял участие во многих выставках. Так в августе 1841 года он привез на выставку в Кобленц свои изделия. Счастливый случай привел к тому, что канцлер Австрии Клеменс князь фон Меттерних, уроженец Рейнской области, посетил выставку. Он пригласил молодого мебельщика переехать из Боппарда в Вену, пообещав при этом ему свою поддержку.
Позже Тонет продал переезжает в Вену со своей семьей. Там он работал со своими сыновьями над внутренним убранством Городского дворца Лихтенштейна для заведения Карла Лейстлера. В 1849 году он открыл в Вене собственный магазин вместе со своими четырьмя сыновьями.
Взлет Казалось бы что еще желать. Дружба с влиятельными людьми, производство дорогой мебели под заказ, спокойная жизнь в столице империи.
Но предпринимает еще несколько шагов к формированию своей мебельной империи.
- отказ от сложной мебели,
- отказ от склейки, крепление на шурупах
- переход на работу с массивом недорогой местной древесины
- ориентирование на массовый рынок и широкий ассортимент,
- построить новую систему продаж
- организовать мощный маркетинговый натиск по всей Европе.
В рамках этой стратегии была выбрана древесина бука, причем дешевого молодого бука, растущего в предгорьях и вслед за дешевым материалом производства будут открываться в новых местах, рядом с лесными массивами.
Оптимизирована конструкция изделий, обеспечивая максимальную технологичность в рамках патентных прав. Простота технологий - это наследие Виндзор. В первой коллекции было 20 стульев, каждый из которых мог быть изготовлен из различных пород дерева, но предпочтение было отдано буку.. Наиболее интересной моделью стал “Стул №14”. Он был сделан всего из 6 частей, где спинка и задние ножки были объединены. Однако Тонет не только создал совершенно новый образец мебели. Он впервые стал производить полноценные коллекции промышленным способом. Стул № 14 расчистил для путь к превращению в глобальную компанию. За ним последовали многочисленные предметы мебели из гнутого дерева. Пик производства Thonet пришелся на 1912 год: по всему миру было произведено и продано два миллиона различных продуктов. Икона стиля стул № 14 – более известный как Konsumstuhl № 14, стул для кафе № 14 – до сих пор называют "стулом стульев", их было произведено около 50 миллионов штук, и они все еще находятся в производстве сегодня.
Коллекции были ориентированы на средний класс. Здесь вспоминаем целевую аудиторию стиля Бидермаер. Причем, еще одним ключевым потребителем венского стула стали коммерческие организации. Буржуазия породила офисы и клерков, кафе и рестораны, кабаре, казино, рестораны в которых находилась все те-же новые буржуа. В интерьерах “Титаника” тоже можно было увидеть эти стулья. Заметим, что мебель была весьма надежна и ремонтопригодна. Из двух сломанных стульев всего с помощью одной отвертки легко собирался один целый.
Система продвижения продукции была основана на:
Во-первых, на продаже “по каталогам”. (А помните как работал Чиппендейл?) По всей Европе, а потом и миру, распространялись каталоги с образцами. Покупка происходила по номерам. Для знатоков мебели до сих пор стулья № 12, № 14, № 18 являются эталоном стиля. Ты говоришь, а вот неплохое кресло № 165, а тебе в ответ, а полукресло № 19 ½, какая прелесть. В историю дизайна вошли: кресло-качалка № 1 1860 года, № 18 и № 56, элегантное № 209 с изогнутыми подлокотниками. Но дело не в номерах, дело в удобстве заказа.
Во-вторых, был организован аналог современной двухуровневой системы продаж, с участием, как говорят сейчас, технологических партнеров. У фирмы Тонет для партнеров было подкупающее предложение. Региональным компаниям обладающим базовыми возможностями в мебельном производстве поставлялись конструкторы - наборы мебели (здравствуй IKEA). Неокрашенные, разобранные на детали комплекты мебели по номерам каталога. Перевозка сразу стала в разы дешевле. В ящик объемом один кубический метр упаковывали три дюжины стульев! Число деталей стула № 14 было сведено к минимуму - к шести, конструкция доведена до совершенства. Тонировка в желаемый цвет, лакировка, окраска, сборка на месте под требования покупателя осуществлялась партнером. Все довольны - технологичное промышленное производство осталось у фирмы Тонет, ручная работа ушла сотням мастеровых по всему свету.
В 1862 году в Лондоне открыт первый торговый филиал за границей. Вскоре после него появились такие филиалы в Париже, Берлине, Гамбурге, Роттердаме и Брно.
Реклама и участие во всемирных выставках, как признак состоявшейся компании. На выставке в Лондоне 1851 года он получена бронзовую медаль за свои венские стулья из гнутого дерева. Это был его международный прорыв. На Всемирной выставке в Париже 1855 года, награда - серебряная медалью за совершенные методы производства. Всемирная выставка в Париже 1867 год (60.000 экспонентов и 11 миллионов посетителей) принесла большой успех.
В 1858 году Михаэль Тонет приступает к массовому производству своей самой популярной разработки – стул №14. Пик производства пришелся на 1912 год: по всему миру было произведено и продано два миллиона различных продуктов.
Производства идут за дешевым сырьем.
В связи с увеличивающимся потоком заказов, в 1856 году Михаэль Тонет основывает свой мебельный завод в Коричане (Моравия) а в 1862 году вторую фабрику в Бистрице (Чехословакия). В 1865 году фирма скупила лесные угодья Грос-Угруч в Венгрии и начала строительство другой фабрики по производству мебели из гнутой древесины. В 1868 году в Халленкау была построена фабрика с филиалом во Всетине, которая была сдана в эксплуатацию в 1869 году. И здесь сначала производились лишь полуфабрикаты. В 1872 году фабрика во Всетине была запущена на полную мощность.
Карл, старший сын Августа, в 1890 году взял на себя руководство фабрикой в Бистрице. В 1880 году в Ново-Радомске, «русская Польша», была сооружена четвертая фабрика, которая была сдана в эксплуатацию в 1881 году. Для того чтобы избежать высокой ввозной пошлины в Россию, она служила прежде всего для завершающего монтажа мебели из гнутой древесины для русского рынка.
В 1889 году в гессенском Франкенберге была сооружена фабрика с филиалом в Аллендорфе. Также и в этом случае поводом для переезда были богатые леса в этом районе.
Вследствие интенсивного производства в конце прошлого столетия начали истощаться запасы древесины в восточных областях. Квалифицированные рабочие из Моравии переехали в Гессен для обучения франкенбергских рабочих этому ремеслу. Очень прагматичный подход к миграции рабочей силы за работой.
В 1871 году Михаэл Тонет умер.Бразды правления предприятием перешли сыновьям.
А что было потом?
Во-первых, венский стул никуда не исчез. Есть ряд фабрик продолжающие эти традиции и выпускающих лицензионную продукцию по каталогам Тонет до сих пор. И да, точно также и сейчас поставляют неокрашенные комплекты на местные производства. Я уж не говорю о массе контрафакта различного качества.
Во-вторых, идея самосбороных наборов мебели отлично живет нынче. Идеи Михаэля Тонет подхватили в ИКЕА, создав на свой лад новый стиль.
В-третьих, система продаж и маркетинга абсолютна актуальна. Масса брендов работает по такой схеме и в настоящий момент. Поставка комплектов оборудования от производителя и кастомизация решений под проект региональными партнерами.
И, наконец, в четвертых. Идеи стиля Тонет обрели новое дыхание в модерне, конструктивизме, работах дизайнеров школы Баумхауз которые хотели соединить художественное творчество, науку, технику, материальную и духовную, эстетическую и технологическую стороны жизни в виде новой эстетики.
Уникальная преемственность в основной идее - новые материалы, новые технологии, новые формы в дизайне отражали ту же мысль, что двигала создателем венского стула. Людям нужна красивая, бюджетная и комфортабельная мебель.
Всего два примера, два стиля.
Ханс Вегнер родился в 1914 году на юге Дании в городе Тендер и умер в возрасте 92 лет в 2007 году. Свой первый стул Ханс Вегнер сделал в 15 лет, когда работал учеником у краснодеревщика. Именно тогда он обнаружил свое желание работать с деревом, которое стало главным материалом в будущих творениях дизайнера. За свою карьеру дизайнер создал более 500 моделей стульев, многие из которых стали культовыми и обрели мировую известность.
Чарлз Ормонд Имз-младший (англ. Charles Ormond Eames, Jr, 17 июня 1907, Сент-Луис - 21 августа 1978, Сент-Луис) и Рэй Имз (англ. Ray Eames, 15 декабря 1912, Сакраменто - 21 августа 1988, Лос-Анджелес) - американские архитекторы и дизайнеры.Они создали некоторые из самых известных и влиятельных образцов мебели XX века. Наиболее известными работами Имсов являются лаунж-кресло Eames Lounge Chair and Ottoman, стул Eames Molded Plastic Chair, стул Eames Aluminum Group и стул Eames Plywood Chair. Их работы отличаются эргономичными формами, простотой и комфортом, а также инновационным использованием материалов, таких как пластик, алюминий и фанера. Рэй и Чарльз Имс считаются одними из величайших дизайнеров и архитекторов XX века, и их работы оказали значительное влияние на развитие современного дизайна и архитектуры.