Сегодня приезжал посёлок Виру-Нигула( Магольм, Никула)и мне вновь попался на глаза дорожный знак, оповещающий о достопримечательностях в данном месте.
Если про часовню девы Марии ( Maarja kabel) мы говорили в связи с Раковорской битвой, я и видео снимал, то о второй достопримечательности Nōiakivi - Ведьменом камне, всё как-то руки не доходили.
Да и история местечковая.
За дорожным знаком видна каменная ограда церкви Св.Николая.
В документах и на памятном камне она значится как Kongla Ann( Конгла Анн), что в принципе противоречит правописанию сначала имя Анн, затем и фамилия - Конгла. Скорее всего Конгла это место, откуда родом Анн. Рядом протекает река Конгла и есть место, а точнее хутор Конгла.
Героиня, буду называть её Анн, была обвинена в колдовстве и сожжена на костре в 1640 г.
Постораюсь описать эту историю, пользуясь протоколами допроса, всех подозреваемых. Они сохранились и были опубликованы в 1837 г., поздее переведены на эстонский язык.
Владелец мыйзы Пада, Герман Биллингсхаусен пожаловался губернатору, что Анн ,чья дочь была кормилицей его ребёнка, убила его.
Вечером Анн пришла к дочери в детскую, ночью ребёнок заболел и утром умер.
Первое расследование было проведено 19 апреля. Проводил его пастор и четыре юнкера.
Второе слушание состоялось 2 мая 1640 г., в Раквере и проводил его судья Виру (Virumaa) и Ярва (Jrvamaa) Генрих Стриек (Strieck). Уровень судьи очень высокий, все-таки по современному два уезда!
Допрошено было насколько человек.
Первыми были допрошены сожитель Gherdt(Kärd) и Анн.
То, что не вызывает сомнения. Она приехала сюда ( Маху приход) 12-13 лет назад, а до этого родилась и жили в районе Выборга или самом городе.
Более 12 лет не причащалась, а далее на усмотрение читателя.
Рассказала о посещении её сатаной, о сне, где якобы она , жена Конгла Марина, и её сын летели по воздуху с огненными шарами и Рейн (сын?) бросили эти шары в крышу поместья Отто Врангеля.
Она признаётся в том, что приходила на мыйзу и давала трижды уголь ( возможно подозревая отравление) ребёнку.
Признаётся, что колдовству научил её крестьянка Гердта из Варуди через употребление пива . Потом появился сатана и напоили его чем-то из серебряной чаши обещав красную юбку. Сознаётся, что с Гердтой они наделали "много всякой ерунды".
Гердт утверждает, что виновата в смерти ребёнка дочь Анны. Он считает, что Анна не ведьма, но не знает, как это доказать.
Поздее были допрошены пастор церкви Св.Николая и Гердта.
Обе женщины были доставлены в свои поместья.
Смертный приговор подписали все кто был на допросе.
Вероятно, чтобы спасти дочь от обвинения в убийстве, она рассказала, как превратилась в невидимую собаку и трижды прикоснулась к ребёнку, а чтобы это звучало более правдоподобно, поведала об участии в поджоге поместья Варуди.
До этого происшествия не существовало ни одного сообщения о сверхспобностях Анн.
Под пытками, Анн рассказала почти всё, что известно простому человеку о колдовстве: превращение в собаку, волка, оборотня, прятание шкуры под камень, где по финским поверьям находится земная сила, создание огненного вихря, о чёрном сатане и т.д.
Позднее Отто Мазинг, ссылаясь на рассказы местных старушек, указал место, где встретила свою смерть в огне Анн.
Всего в Эстонии в средние века было проведено 145 процессов на ведьмами. Обвиняемых было 218,из них мужчин 122, женщин 84 и 12 человек неустановленных. 65 было сожжены. (Maia Madar).
Анн пошла на страшную смерть спасая свою дочь. Страшное время и страшные жертвы.
В советское время, в районной газете Punane Täht (Красная звезда) была опубликована эта история.
Это сегодня, после обеда.
20 мая 1990 г. был открыт памятный камень. Организовали это общество защиты памятников Muinuskaitse Selts) , местные зелёные, члены клуба Тылет, колхоз Виру-Нигула, народный дом(клуб).
Обратите внимание на пояснительный текст. Время советское и все мы умели читать между строк!
2 мая 2006 г. было устроено театрализованное представление, на котором сожгли чучело соломенной женщины, тем самым отпраздновав подписание договора о передаче местного музея под управление региональному фонду Virumaa Muuseumid .
Но народ таким шабашем возмутился " демонстрацией христианского насильственного фундаментализма" .Объединение верующих подало заявление в полицию, где заявило о"символическом повторном убийстве местного целителя"
В начале июня, директор музеев А.Лееметс принёс извинения.
А&А
Фотографии мои.